Не просто поход, а образовательная экспедиция
В детстве часто бывает, что ожидание праздника приносит намного больше эмоций, чем сам праздник. Во многом это происходит благодаря полной вовлеченности ребенка в процесс подготовки, поглощающей все время и зачастую требующей от участника этого действа новых компетенций.
Поход учащихся Образовательного центра «Эврика» стал настоящим образовательным событием для всех его участников, как в процессе подготовки, так и в самом походе.
Когда дети –
авторы идеиПоход был инициирован детьми на сборе-планировании, прошедшем в первую неделю сентября, и в его подготовку включился буквально каждый участник.
Запуск похода как события начался за неделю до его назначенной даты с утреннего удивления. В понедельник на втором этаже перед входом в кабинеты детей встретила туристическая палатка с медведем внутри! Медведь при ближайшем рассмотрении оказался фотографией, а вот палатка очень даже настоящей, побывавшей уже во многих походах. Весь день на переменах она была самым востребованным местом в школе. Это удивление задало тон всей подготовительной неделе – от уроков безопасности в лесу до сбора походного рюкзака. Под руководством тьюторов ребята решали, куда лучше всего пойти в поход. При выборе места пришлось учитывать рельеф местности, возраст всех участников, погодные условия. После нескольких разведывательных вылазок взрослые остановили свой выбор на поляне на берегу озера Орлиное недалеко от села Охотское.
Поход сразу же планировался на целый учебный день, что накладывало особые требования к его содержанию. Вот здесь наши учащиеся проявили и инициативность, и самостоятельность, предложив несколько активностей и для детей, и взрослых.
Активности от инициаторовБыть ответственным за проведение мероприятия для всей школы не так уж просто. Перед походом ребята несколько раз встречались на проектировочных сессиях, голосовали, выбирали лидеров, приглашали сотрудничать мастеров и учителей.
Например, ученик второго класса Гриша решил провести игру с поиском флажков в лесу. На выходных Гриша готовил цветные флажки и записывал правила, чтобы ничего не забыть. В это игру с большим интересом играли даже взрослые.
Четвероклассник Миша увлекается стрельбой. Он организовал «Тир» с настоящими мишенями и безопасными пульками, чтобы все желающие смогли попробовать свои силы.
Ученицы третьего класса провели пленэр, для чего предварительно подготовили пастель, мелки, карандаши, а в походе под чутким руководством мистера Никхила перенесли на бумагу красоту осеннего леса и озера.
Стоит отметить, что этот поход можно смело классифицировать как образовательную экспедицию. Ведь помимо туристической функции он нес и образовательную, начиная с целеполагания и заканчивая продуктивной рефлексией.
Образование без границОтсутствие уроков и кабинетов ни в коей мере не стали препятствием для достижения запланированных образовательных результатов. Над предметными результатами ребята работали с учителем литературы и мастером фотографии, когда искали в природе иллюстрации настроения в поэтических произведениях и подбирали соответствующие поэтическим метафорам картины природы, а при создании медиапродукта старались передать настроение через декламацию. Под руководством учителя окружающего мира дети вспомнили, что является съедобным, а что несъедобным. С учителями английского языка и экспатом дети поиграли в психологические игры, порисовали пастелью пейзажи и просто пообщались у костра.
Не менее значимыми стали метапредметные результаты – умение ставить цель, планировать свои действия, выстраивать коммуникацию, находить и эффективно использовать ресурсы для достижения своей цели, работать в команде. Трудно даже определить, когда дети демонстрировали большую степень самостоятельности – при подготовке похода или во время него. И абсолютно точно каждый участник похода находился в ситуации развития.
Хорошо, как дома!Поход также стал еще одним важным аргументом в пользу партнерских отношений школы и родителей. Присутствие родителей наших учеников, которые не только помогали в обустройстве лагеря каждого класса, разведении костра, установки огромной палатки, ставшей танцполом для всего лагеря, но и с удовольствием стали участниками активностей, организованных детьми и взрослыми, добавило нашей образовательной экспедиции семейной атмосферы.
Событие было бы незаконченным, если бы случилось рефлексии, в ходе которой ребята отнеслись к собственному опыту, проанализировали недостатки и внесли предложения по организации следующего похода.
Нелли Порсева