«Воображение не архитектурное излишество воспитания, а его фундамент. Развитие воображения – приоритет дошкольного детства». В этом убежден профессор МГПУ и МГППУ, руководитель и автор проекта развивающего дошкольного образования Владимир Кудрявцев
Именно в дошкольном детстве закладываются основные навыки и компетенции ребенка, которые он впоследствии реализует и в личной, и в общественной, и в профессиональной жизни. Одна из таких ключевых компетенций – это воображение как способность представить себя в какой-то необычной ситуации. Как правило, эта способность развивается в творчестве – например, в детских рисунках или в игре.
Именно в дошкольном детстве закладываются основные навыки и компетенции ребенка, которые он впоследствии реализует и в личной, и в общественной, и в профессиональной жизни. Одна из таких ключевых компетенций – это воображение как способность представить себя в какой-то необычной ситуации. Как правило, эта способность развивается в творчестве – например, в детских рисунках или в игре.
Достаточно вспомнить, как Малыш из знаменитой сказки Астрид Линдгрен придумал себе друга – Карлсона, или девочка из мультфильма «Варежка» силой своего воображения превратила обычную рукавицу в щенка.
В психологии есть теория о трех слагаемых креативного потенциала ребенка-дошкольника: реализм воображения; способность видеть целое раньше частей и преобразовательная инициатива.
Когда участникам вебинара в самом начале задали вопрос о том, чему учит ребенка фантазия, в числе предложенных вариантов ответов («выражать себя», «видеть мир по-особенному», «понимать других людей»), были и такие, как «рефлексировать» и «мыслить».
«Способность мыслить в школе опирается на потенциал воображения, который является даром дошкольного детства. И если верно то, что школа должна учить мышлению, то с не меньшим основанием можно сказать: детский сад должен воспитывать воображение, точнее, детей с развитым воображением. В том числе для того, чтобы они стали в школе думающими учащимися, а не школярами. И, конечно, с более дальним заделом – на всю жизнь», – пояснил Владимир Кудрявцев.
В середине 1990-х психолог из Смоленска Валентина Степанова провела исследование среди первоклассников и пришла к выводу о том, что успешное развитие графических навыков зависит от воображения. Если это качество не сформировано в дошкольном детстве, ребенок пишет коряво и небрежно.
Когда участникам вебинара в самом начале задали вопрос о том, чему учит ребенка фантазия, в числе предложенных вариантов ответов («выражать себя», «видеть мир по-особенному», «понимать других людей»), были и такие, как «рефлексировать» и «мыслить».
«Способность мыслить в школе опирается на потенциал воображения, который является даром дошкольного детства. И если верно то, что школа должна учить мышлению, то с не меньшим основанием можно сказать: детский сад должен воспитывать воображение, точнее, детей с развитым воображением. В том числе для того, чтобы они стали в школе думающими учащимися, а не школярами. И, конечно, с более дальним заделом – на всю жизнь», – пояснил Владимир Кудрявцев.
В середине 1990-х психолог из Смоленска Валентина Степанова провела исследование среди первоклассников и пришла к выводу о том, что успешное развитие графических навыков зависит от воображения. Если это качество не сформировано в дошкольном детстве, ребенок пишет коряво и небрежно.
Возникает вопрос: что общего между графическим навыком, предполагающим умение следовать образцу и подчиняться определенным правилам, и воображением, которое ассоциируется с неограниченной свободой? Оказывается, самая прямая.
Лев Выготский писал, что в игре ребенок делает то, что ему больше всего хочется и в то же время он подчиняется правилам, отказываясь от некоторых своих желаний. Благодаря игре с правилами рождается и развивается воля ребенка. Выготский рассматривал способность придерживаться правил как ключевую для готовности к школьному обучению. В игре формируются новые мотивы и потребности и зарождаются новые виды продуктивной деятельности.
Как отметил Владимир Кудрявцев, каждый этап жизни ребенка диктует ему новые правила игры: то, что можно делать в начальной школе, нельзя в подростковой; то, что приемлемо в старших классах или в вузе, неуместно в профессиональной деятельности. Для того, чтобы подготовиться к каждому новому этапу своей жизни, необходимо воображение, которое формируется в дошкольном возрасте.
Как отметил Владимир Кудрявцев, каждый этап жизни ребенка диктует ему новые правила игры: то, что можно делать в начальной школе, нельзя в подростковой; то, что приемлемо в старших классах или в вузе, неуместно в профессиональной деятельности. Для того, чтобы подготовиться к каждому новому этапу своей жизни, необходимо воображение, которое формируется в дошкольном возрасте.
Полноценному развитию детей в этот важный период их жизни способствуют качественные программы дошкольного воспитания.
Владимир Кудрявцев рассказал, что когда он создавал свою программу «Тропинки» для детей 3–7 лет, он думал прежде всего о том, через какие виды деятельности лучше развить воображение. И пришел к выводу, что наиболее оптимально это качество можно воспитать на занятиях физкультурой. Скажем, к формированию такого рутинного, на первой взгляд, навыка, как метание мяча, можно подойти творчески при условии, если поставить перед детьми задачу выразить в броске уверенность, задор или другое эмоциональное состояние.
Ведь в основе воображения – эмоции, чувства, а результат – в авторизации ребенка, его самореализации в спорте, рисунке, в словах, в танце, в общем, в тех видах деятельности, где ярче всего проявляются его уникальность и неповторимость.
По мнению научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, воображение необходимо не только для успешной социализации (это утилитарный подход), но и просто как самоценность – наравне с такими, казалось бы, второстепенными качествами личности, как чувство юмора. Поэтому и педагогам, и родителям важно поощрять детскую фантазию, используя для этого самые разные поводы, в том числе новогодние поздравления и подарки.