«Ты — молодец!» — наша любимая похвала за успех, а о чем это похвала. Она не несет вообще никакой информативной нагрузки. Вот несколько фраз, с помощью которых можно не только поддержать и мотивировать ребенка, но и развить разговор.
1. «Расскажи мне больше»
Эта фраза помогает ребенку замедлить темп и насладиться конкретным достижением.
Ребенок: «У меня главная роль в спектакле».
Вы: «Я так рад(а) за тебя! Расскажи мне больше об этом».
Эта стратегия позволяет заново пережить момент и увеличить свое счастье, поделившись им. Обратите внимание, как открытая фраза дает детям возможность контролировать детали, которыми они хотят поделиться.
2. «Должно быть, ты чувствуешь...»
Обращение внимания детей на их эмоции также помогает им более полно пережить момент. Чтобы подтвердить это, сделайте предположения об их чувствах. Вместо того, чтобы говорить им, что гордитесь, можете сказать: «Вау! Это так увлекательно. Ты, должно быть, действительно гордишься этим» или «Я знаю, как много ты работал. Это, должно быть, так приятно!»
Хотя наименование эмоций звучит так, как будто это может прервать разговор, но обычно это дает обратный эффект. Важно после этого сделать паузу, чтобы дать детям возможность подтвердить, уточнить, изменить или исправить предположение и быть внимательными к тому, что они сообщают своим тоном и языком тела.
3. «Что ты сделал, чтобы это произошло?»
Попробуйте помочь детям осознать стратегию и модели, ведущие к успеху. Когда ребенок достигает цели, можете сказать: «У тебя высокий уровень по математике! Это фантастика. Ты, должно быть, чувствуешь себя по-настоящему счастливым. Что ты сделал(а), чтобы это произошло?»
Некоторые ученики могут легко перечислить все шаги. Другие, менее опытные в саморефлексии, могут ответить: «Я не знаю» или «Думаю, проверочная работа была просто легкой». В этом случае полезно добавить свои собственные наблюдения или вопросы, чтобы помочь им развить самосознание: «Я заметил(а), что на этой неделе ты выполнил(а) всё, что запланировал(а) по математике. Похоже, эта стратегия сработала для тебя».
Это дает детям возможность поделиться своим опытом и увидеть в вас союзника.
4. «Я ценю» или «Я восхищаюсь»
Все вышесказанное не означает, что не нужно делиться своими положительными эмоциями с детьми. Важно регулярно отмечать положительные моменты: «Я заметил(а), что ты хорошо помыл посуду».
Отмечайте, когда их действия облегчают вам жизнь: «Я ценю, что ты помог приготовить ужин, потому что теперь можем раньше начать игру». Или когда искренне восхищаетесь их качествами и талантами: «Я восхищаюсь твоей настойчивостью в работе».
В таких случаях слова могут нести гораздо больше, чем наша гордость. Они могут означать, что детей видят, ценят и поддерживают.
1. «Расскажи мне больше»
Эта фраза помогает ребенку замедлить темп и насладиться конкретным достижением.
Ребенок: «У меня главная роль в спектакле».
Вы: «Я так рад(а) за тебя! Расскажи мне больше об этом».
Эта стратегия позволяет заново пережить момент и увеличить свое счастье, поделившись им. Обратите внимание, как открытая фраза дает детям возможность контролировать детали, которыми они хотят поделиться.
2. «Должно быть, ты чувствуешь...»
Обращение внимания детей на их эмоции также помогает им более полно пережить момент. Чтобы подтвердить это, сделайте предположения об их чувствах. Вместо того, чтобы говорить им, что гордитесь, можете сказать: «Вау! Это так увлекательно. Ты, должно быть, действительно гордишься этим» или «Я знаю, как много ты работал. Это, должно быть, так приятно!»
Хотя наименование эмоций звучит так, как будто это может прервать разговор, но обычно это дает обратный эффект. Важно после этого сделать паузу, чтобы дать детям возможность подтвердить, уточнить, изменить или исправить предположение и быть внимательными к тому, что они сообщают своим тоном и языком тела.
3. «Что ты сделал, чтобы это произошло?»
Попробуйте помочь детям осознать стратегию и модели, ведущие к успеху. Когда ребенок достигает цели, можете сказать: «У тебя высокий уровень по математике! Это фантастика. Ты, должно быть, чувствуешь себя по-настоящему счастливым. Что ты сделал(а), чтобы это произошло?»
Некоторые ученики могут легко перечислить все шаги. Другие, менее опытные в саморефлексии, могут ответить: «Я не знаю» или «Думаю, проверочная работа была просто легкой». В этом случае полезно добавить свои собственные наблюдения или вопросы, чтобы помочь им развить самосознание: «Я заметил(а), что на этой неделе ты выполнил(а) всё, что запланировал(а) по математике. Похоже, эта стратегия сработала для тебя».
Это дает детям возможность поделиться своим опытом и увидеть в вас союзника.
4. «Я ценю» или «Я восхищаюсь»
Все вышесказанное не означает, что не нужно делиться своими положительными эмоциями с детьми. Важно регулярно отмечать положительные моменты: «Я заметил(а), что ты хорошо помыл посуду».
Отмечайте, когда их действия облегчают вам жизнь: «Я ценю, что ты помог приготовить ужин, потому что теперь можем раньше начать игру». Или когда искренне восхищаетесь их качествами и талантами: «Я восхищаюсь твоей настойчивостью в работе».
В таких случаях слова могут нести гораздо больше, чем наша гордость. Они могут означать, что детей видят, ценят и поддерживают.
Текст: Людмила Боросгоева