Мы продолжаем знакомство с образовательными практиками Вьетнама. Это частные школы и детские сады.
Точка удивления, интереса, внутреннего вопрошания и пока большого сомнения второго дня – это детский сад Steame Garten. Современное насыщенное следами детской проектной деятельности пространство. Вновь поток дружелюбия и позитива. Ориентация на изучение английского языка. К 2030 году английский должен стать вторым государственным языком Вьетнама. Поэтому все образовательные учреждения, которые мы посещаем, демонстрируют успешные практики выполнения этой установки. Удивительный факт, особенно через призму истории Вьетнама.
Но мои вопрошания и сомнения совсем по другому поводу, тут как раз ответы находятся сами собой. Зацепило другое. Да, пространство великолепно, дети вовлечены в групповые и парные виды работы на занятиях. Но всё, что мы видели, больше походило именно на учебные занятия. Игры по детскому замыслу не наблюдалось вообще, возможно, в первой половине дня она и была, но следов провокаций игры взрослыми мы точно не обнаружили. Зато увидели, как в изучении английского языка можно применять ресурсы искусственного интеллекта. И тут бы сказать: «Ого, круто! Даже в детском саду дети уже взаимодействуют с нейросетью!» Но восхищаться всем этим совсем не хотелось. И вот почему.
Как пояснили наши учителя английского языка, это было занятие по освоению определенной лексики. ChatGPT делал то, что дошкольники ещё делать, по мнению взрослых, не могут: из выбранных детьми слов сочинял сначала стишок, потом подбирал музыку, и получалась песенка. Отличный темп, обаятельная и энергичная коллега, явный детский интерес. Но было во всем этом что-то тревожное. Хотя я всеми руками за использование новых технологий, за дружбу с ИИ, а тотальный запрет на использование гаджетов считаю глупостью невероятной (ну, давайте ещё потянем и сделаем вид, что мы можем этим управлять), и всё же.… Насколько оправдано использование нейросети именно в этой учебной ситуации? (Споры по поводу целесообразности учебных ситуаций в детском саду в таком прямолинейном, очевидно неигровом варианте тоже можно пока отложить). Искусственному интеллекту был отдан этап продуктивной работы, этап творчества. И у меня вопрос: когда ребёнок, по мнению взрослого, достаточно созреет для творчества, захочет ли он сам делать то, что за него прекрасно сделал ИИ? И зачем ему будет нужно делать это самому?
Кажется, в таком контексте ИИ – это сомнительное с точки зрения пользы прогрессу изобретение, очередной «троянский конь» для человечества. Вот почему вопросы и сомнения.
Мы сейчас только выстраиваем свои отношения с искусственным интеллектом, думаю, первое, что должно лечь в основу этих отношений – это принцип осознанности. Надо точно понимать когда и, главное, зачем мы к нему обращаемся, вряд ли дошкольник может это осознать. И еще, если уж нужен культурный образец, нужен ориентир, который задает вектор развития ребенка, пусть это будет не «стишок» и не «песенка», написанная нейросетью, потому что никакого отношения к настоящему творчеству это не имеет.
Вот к таким раздумьям привело посещение занятия в детском саду Steame Garten. Невероятно благодарна вьетнамским коллегам. Они точно в профессиональном прорыве, правильным или не очень, как нам кажется, правильным путём они идут, но идут, пробуют, ищут. А нам тоже надо бы поторопиться, хотя бы для того, чтобы удержать драгоценный детский интерес, чтобы соответствовать запросам современных, уже совсем других с точки зрения характеристик сознания и мировосприятия детей.
Точка удивления, интереса, внутреннего вопрошания и пока большого сомнения второго дня – это детский сад Steame Garten. Современное насыщенное следами детской проектной деятельности пространство. Вновь поток дружелюбия и позитива. Ориентация на изучение английского языка. К 2030 году английский должен стать вторым государственным языком Вьетнама. Поэтому все образовательные учреждения, которые мы посещаем, демонстрируют успешные практики выполнения этой установки. Удивительный факт, особенно через призму истории Вьетнама.
Но мои вопрошания и сомнения совсем по другому поводу, тут как раз ответы находятся сами собой. Зацепило другое. Да, пространство великолепно, дети вовлечены в групповые и парные виды работы на занятиях. Но всё, что мы видели, больше походило именно на учебные занятия. Игры по детскому замыслу не наблюдалось вообще, возможно, в первой половине дня она и была, но следов провокаций игры взрослыми мы точно не обнаружили. Зато увидели, как в изучении английского языка можно применять ресурсы искусственного интеллекта. И тут бы сказать: «Ого, круто! Даже в детском саду дети уже взаимодействуют с нейросетью!» Но восхищаться всем этим совсем не хотелось. И вот почему.
Как пояснили наши учителя английского языка, это было занятие по освоению определенной лексики. ChatGPT делал то, что дошкольники ещё делать, по мнению взрослых, не могут: из выбранных детьми слов сочинял сначала стишок, потом подбирал музыку, и получалась песенка. Отличный темп, обаятельная и энергичная коллега, явный детский интерес. Но было во всем этом что-то тревожное. Хотя я всеми руками за использование новых технологий, за дружбу с ИИ, а тотальный запрет на использование гаджетов считаю глупостью невероятной (ну, давайте ещё потянем и сделаем вид, что мы можем этим управлять), и всё же.… Насколько оправдано использование нейросети именно в этой учебной ситуации? (Споры по поводу целесообразности учебных ситуаций в детском саду в таком прямолинейном, очевидно неигровом варианте тоже можно пока отложить). Искусственному интеллекту был отдан этап продуктивной работы, этап творчества. И у меня вопрос: когда ребёнок, по мнению взрослого, достаточно созреет для творчества, захочет ли он сам делать то, что за него прекрасно сделал ИИ? И зачем ему будет нужно делать это самому?
Кажется, в таком контексте ИИ – это сомнительное с точки зрения пользы прогрессу изобретение, очередной «троянский конь» для человечества. Вот почему вопросы и сомнения.
Мы сейчас только выстраиваем свои отношения с искусственным интеллектом, думаю, первое, что должно лечь в основу этих отношений – это принцип осознанности. Надо точно понимать когда и, главное, зачем мы к нему обращаемся, вряд ли дошкольник может это осознать. И еще, если уж нужен культурный образец, нужен ориентир, который задает вектор развития ребенка, пусть это будет не «стишок» и не «песенка», написанная нейросетью, потому что никакого отношения к настоящему творчеству это не имеет.
Вот к таким раздумьям привело посещение занятия в детском саду Steame Garten. Невероятно благодарна вьетнамским коллегам. Они точно в профессиональном прорыве, правильным или не очень, как нам кажется, правильным путём они идут, но идут, пробуют, ищут. А нам тоже надо бы поторопиться, хотя бы для того, чтобы удержать драгоценный детский интерес, чтобы соответствовать запросам современных, уже совсем других с точки зрения характеристик сознания и мировосприятия детей.
Елена Нехорошева