В российских школах долгое время не было привычки планомерно лоббировать желаемые изменения, хотя все участники образовательного процесса периодически были и бывают чем-то недовольны. Проблемы, разумеется, обсуждались где-то в коридорах, но на этом всё и заканчивалось. В начале нулевых ситуация стала меняться. В школах появились управляющие советы, которые позволили родителям, педагогам и ученикам реально влиять на школьную жизнь.
В апреле управляющий совет был создан и в Корпоративной школе «Эврика». О его задачах, возможностях и миссии — в материале Татьяны Волошко.
Немного истории
Первые управляющие советы появилиь в России в начале 2000-х годов. Их создание было инициировано Анатолием Пинским, советником министра образования РФ и директором московской школы №1060. В то время в стране начиналась реформа образования.
Институт развития образования Российской академии образования (РАО) проанализировал ситуацию в сфере управления школами. Исследователи пришли к выводу, что в российских школах существует множество различных, но не всегда эффективных общественных организаций, ответственных за управление: попечительские советы, родительские комитеты и другие сообщества.
Тогда было принято решение обратиться к опыту Германии, Австрии, Шотландии и других европейских стран и создать единую модель государственно-общественного управления для всех российских школ. Этот орган получил название «управляющий совет».
Ключевые законы и процедура выборов
Деятельность управляющих советов в школах регулируется четырьмя ключевыми документами: законом «Об образовании в Российской Федерации», школьным уставом, положением об управляющем совете и регламентом работы управляющего совета.
Закон «Об образовании» определяет управляющий совет как коллегиальный орган управления. Это означает, что учителя, старшеклассники (дети с 14 лет), родители и представители общественности могут участвовать в управлении школой через управляющий совет, предлагая или обсуждая изменения в работе школы.
Федеральный закон не устанавливает единую схему работы школьных органов общественного управления. Каждая школа может самостоятельно определять, как часто проводить заседания, какие вопросы обсуждать и как реализовывать решения органа.
Закон «Об образовании» гласит, что управление образовательным учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоначалие реализуется через директора школы, а коллегиальность — через управляющий совет.
В статье 26 закона «Об образовании» определены основные принципы работы управляющего совета. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция совета определяются уставом школы.
Состав и председатель управляющего совета определяется с использованием процедуры выборов. Они проходят на общем собрании (конференции) школы открытым или тайным голосованием.
Во главе управляющих советов довольно часто стоят выдающиеся люди города или района. Например, когда-то управляющий совет школы № 1520 возглавлял научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.
На сайте каждого учебного заведения есть подробная информация и положение об УС, из которого можно узнать состав, компетенции, форму работы Управляющего совета, а также ознакомиться с повестками и протоколами заседаний.
Комментарий научного руководителя Института и школы «Эврика» Александра Адамского
О подборе людей
Решающее значение в эффективности работы УС играет, конечно, подбор людей. Важно, кто именно станет членом управляющего совета, потому что правила для работы управляющего совета достаточно рамочные.
У управляющего совета есть практически все возможности быть эффективными, но, к сожалению, мы найдём мало примеров эффективно работающего управляющего совета. И тут важно разобраться, какие возможности есть у управляющего совета и какими компетентностями надо обладать, чтобы эти возможности реализовать.
Фактически управляющий совет школы – это такая ячейка гражданского общества, которая в соответствии с принципами государственного общественного управления, зафиксированного в законодательстве, обладает возможностями для управления как качеством образования, так и условиями разными жизни школы.
В законе записано, что образовательная организация имеет полномочия утверждения образовательной программы, а у управляющего совета есть возможность влияния на это утверждение и на эту образовательную программу. Это означает, что и проекты, которые реализуются в рамках образовательной программы, и уровень преподавания, и его специфика могут стать приоритетом управляющего совета. С другой стороны, управляющий совет обладает полномочиями влиять на условия для нормального обеспечения жизни и здоровья учащихся. Существует очень много вопросов, которые могут выноситься на заседание управляющего совета: организация жизни школы, безопасность, питание, обеспечение учебными материалами, проведение различного рода мероприятий. Это довольно несложные вещи. Но есть и сложные. Это, прежде всего, конфликты, которые возникают в школах. Причем конфликты между детьми, между детьми и взрослыми, а также конфликтные ситуации, связанные с родителями. Ведь у них разные интересы, линия поведения, профессии. Поэтому конфликты, которые возникают в школе, это, честно говоря, одна из самых мощных педагогических линий.
О решении конфликтов
Многие удивятся, но ни один конфликт в школе не бывает незамеченным детьми и взрослыми. Это нам только кажется, что мы тихо между собой выясняем отношения. Роль управляющего совета в том, чтобы педагогически правильно, точно и тонко разрешать эти конфликты. Это требует огромного искусства. Поэтому я и говорю, что эффективность управляющего совета зависит от того, насколько точно мы выберем туда людей, которые будут работать во имя детей, а не во имя каких-то своих интересов. Чтобы не быть формальным коллегиальным органом, важно, чтобы люди, которые попали в управляющий совет, понимали, что на них лежит ответственность: за то, какое они создают поле отношений, а не только за то, что они являются административным органом.
О стиле общения
Есть еще один тонкий момент, который влияет на эффективность.
Я несколько лет был председателем управляющего совета в очень сложной большой московской школе с традициями. Я эту школу очень хорошо знал, потому что работал в ней учителем. Я тогда понял, как важно, чтобы люди, которые пришли в управляющий совет, видели разницу между стилем деятельности на том производстве, где они работают, в бизнесе, в сфере обслуживания или в других каких-то структурах, и в школе. Чтобы они очень аккуратно относились к тому, что управляющий совет как орган общественного управления школой сильно отличается от тех мест работы, в которых работают его члены.
Ощущать себя в совершенно новой функции ответственной деятельности довольно сложно, но от этого очень многое зависит. Я не хочу сказать, что все должны быть педагогами, но способность к участию в такой важной педагогической сфере – это очень важный фактор эффективности управляющего совета.
О представительской функции управляющего совета «Эврика»
Управляющий совет может выполнять еще и представительскую функцию, что для нашей школы особенно важно, потому что она — корпоративная. В этом смысле УС может добиться гораздо большего, чем администрация школы. Как научный руководитель проекта я должен сказать, что у нас особая школа, в которой полилингвальное развивающее обучение создает уникальную среду и диалоговую культуру. И во многом миссия нашего управляющего совета — представлять эту миссию и культуру в корпорацию, где опыта такого образования нет. Это совершенно новая история. И представительствовать от имени этой миссии — очень важная функция управляющего совета школы «Эврика».
В апреле управляющий совет был создан и в Корпоративной школе «Эврика». О его задачах, возможностях и миссии — в материале Татьяны Волошко.
Немного истории
Первые управляющие советы появилиь в России в начале 2000-х годов. Их создание было инициировано Анатолием Пинским, советником министра образования РФ и директором московской школы №1060. В то время в стране начиналась реформа образования.
Институт развития образования Российской академии образования (РАО) проанализировал ситуацию в сфере управления школами. Исследователи пришли к выводу, что в российских школах существует множество различных, но не всегда эффективных общественных организаций, ответственных за управление: попечительские советы, родительские комитеты и другие сообщества.
Тогда было принято решение обратиться к опыту Германии, Австрии, Шотландии и других европейских стран и создать единую модель государственно-общественного управления для всех российских школ. Этот орган получил название «управляющий совет».
Ключевые законы и процедура выборов
Деятельность управляющих советов в школах регулируется четырьмя ключевыми документами: законом «Об образовании в Российской Федерации», школьным уставом, положением об управляющем совете и регламентом работы управляющего совета.
Закон «Об образовании» определяет управляющий совет как коллегиальный орган управления. Это означает, что учителя, старшеклассники (дети с 14 лет), родители и представители общественности могут участвовать в управлении школой через управляющий совет, предлагая или обсуждая изменения в работе школы.
Федеральный закон не устанавливает единую схему работы школьных органов общественного управления. Каждая школа может самостоятельно определять, как часто проводить заседания, какие вопросы обсуждать и как реализовывать решения органа.
Закон «Об образовании» гласит, что управление образовательным учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоначалие реализуется через директора школы, а коллегиальность — через управляющий совет.
В статье 26 закона «Об образовании» определены основные принципы работы управляющего совета. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция совета определяются уставом школы.
Состав и председатель управляющего совета определяется с использованием процедуры выборов. Они проходят на общем собрании (конференции) школы открытым или тайным голосованием.
Во главе управляющих советов довольно часто стоят выдающиеся люди города или района. Например, когда-то управляющий совет школы № 1520 возглавлял научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.
На сайте каждого учебного заведения есть подробная информация и положение об УС, из которого можно узнать состав, компетенции, форму работы Управляющего совета, а также ознакомиться с повестками и протоколами заседаний.
Комментарий научного руководителя Института и школы «Эврика» Александра Адамского
О подборе людей
Решающее значение в эффективности работы УС играет, конечно, подбор людей. Важно, кто именно станет членом управляющего совета, потому что правила для работы управляющего совета достаточно рамочные.
У управляющего совета есть практически все возможности быть эффективными, но, к сожалению, мы найдём мало примеров эффективно работающего управляющего совета. И тут важно разобраться, какие возможности есть у управляющего совета и какими компетентностями надо обладать, чтобы эти возможности реализовать.
Фактически управляющий совет школы – это такая ячейка гражданского общества, которая в соответствии с принципами государственного общественного управления, зафиксированного в законодательстве, обладает возможностями для управления как качеством образования, так и условиями разными жизни школы.
В законе записано, что образовательная организация имеет полномочия утверждения образовательной программы, а у управляющего совета есть возможность влияния на это утверждение и на эту образовательную программу. Это означает, что и проекты, которые реализуются в рамках образовательной программы, и уровень преподавания, и его специфика могут стать приоритетом управляющего совета. С другой стороны, управляющий совет обладает полномочиями влиять на условия для нормального обеспечения жизни и здоровья учащихся. Существует очень много вопросов, которые могут выноситься на заседание управляющего совета: организация жизни школы, безопасность, питание, обеспечение учебными материалами, проведение различного рода мероприятий. Это довольно несложные вещи. Но есть и сложные. Это, прежде всего, конфликты, которые возникают в школах. Причем конфликты между детьми, между детьми и взрослыми, а также конфликтные ситуации, связанные с родителями. Ведь у них разные интересы, линия поведения, профессии. Поэтому конфликты, которые возникают в школе, это, честно говоря, одна из самых мощных педагогических линий.
О решении конфликтов
Многие удивятся, но ни один конфликт в школе не бывает незамеченным детьми и взрослыми. Это нам только кажется, что мы тихо между собой выясняем отношения. Роль управляющего совета в том, чтобы педагогически правильно, точно и тонко разрешать эти конфликты. Это требует огромного искусства. Поэтому я и говорю, что эффективность управляющего совета зависит от того, насколько точно мы выберем туда людей, которые будут работать во имя детей, а не во имя каких-то своих интересов. Чтобы не быть формальным коллегиальным органом, важно, чтобы люди, которые попали в управляющий совет, понимали, что на них лежит ответственность: за то, какое они создают поле отношений, а не только за то, что они являются административным органом.
О стиле общения
Есть еще один тонкий момент, который влияет на эффективность.
Я несколько лет был председателем управляющего совета в очень сложной большой московской школе с традициями. Я эту школу очень хорошо знал, потому что работал в ней учителем. Я тогда понял, как важно, чтобы люди, которые пришли в управляющий совет, видели разницу между стилем деятельности на том производстве, где они работают, в бизнесе, в сфере обслуживания или в других каких-то структурах, и в школе. Чтобы они очень аккуратно относились к тому, что управляющий совет как орган общественного управления школой сильно отличается от тех мест работы, в которых работают его члены.
Ощущать себя в совершенно новой функции ответственной деятельности довольно сложно, но от этого очень многое зависит. Я не хочу сказать, что все должны быть педагогами, но способность к участию в такой важной педагогической сфере – это очень важный фактор эффективности управляющего совета.
О представительской функции управляющего совета «Эврика»
Управляющий совет может выполнять еще и представительскую функцию, что для нашей школы особенно важно, потому что она — корпоративная. В этом смысле УС может добиться гораздо большего, чем администрация школы. Как научный руководитель проекта я должен сказать, что у нас особая школа, в которой полилингвальное развивающее обучение создает уникальную среду и диалоговую культуру. И во многом миссия нашего управляющего совета — представлять эту миссию и культуру в корпорацию, где опыта такого образования нет. Это совершенно новая история. И представительствовать от имени этой миссии — очень важная функция управляющего совета школы «Эврика».
Автор - Татьяна Волошко