У кого в школе не возникало страха ошибок? Если у вас, то вы счастливчик.
Важно с раннего возраста формировать правильное отношение к ошибкам, ведь они — главный драйвер обучения. Ученые говорят, что у мозга есть два типа реакции на ошибку — негативная и позитивная. Негативная реакция выражается в электрической активности мозга на столкновение с конфликтом между правильным ответом и ошибочным. Позитивная реакция выражается в том, что человек уделяет осознанное внимание ошибке и думает над ней. Каким будет это внимание? Уйти в позицию неудачника или отрефлексировать опыт и продолжить обучение? Все зависит от отношения, которое мы в себе формируем.
С 15 октября по 22 ноября наши ребята на Я - студии погружались в тему «Ошибки и случайности, изменившие мир». Для оценки результатов мы пригласили компетентное жюри — учеников, которые на высоком уровне справились со всеми задачами на уроках Я-студии. Тася из 2 класса сказала, что попасть в состав жюри было радостно и неожиданно. Она старалась быть честной и справедливой, потому что представлять работу и самому же оценивать очень ответственно. После презентации нам было интересно узнать экспертное мнение ребят и услышать их аргументы к выставленным баллам. Многие с восторгом отметили, что из ошибок и случайностей может появиться картина или мелодия. На лаборатории ребята экспериментировали с ошибками и объясняли, какие могут быть последствия, если разлить воду. На CLIL было полезно поговорить о том, как реагировать на случайности и ошибки. На технологии из случайного набора бросового материала можно создавать автопортрет. Ребята оценивали работу Я-студий по критериям. Для многих оказалось сложно определить, на сколько баллов раскрыта тема ошибок и случайностей. Мнения по практической значимости тоже разделились. Гриша из 3 класса считает, что случайности в музыке и изо важны только тем, кто хочет стать музыкантом или художником, а измерять силу трения важно всем.
Чтобы понять, чему могут научить ошибки, нужен осознанный анализ ошибок, восприятие ошибки не как чего-то стыдного, фатального и плохого, а как показателя того, чего я ещё не знаю или знаю неверно. Только с таким подходом обучение становится осознанным и радостным, а ученик — мотивированным.