Дневник тьютора

Об ответственности за последствия

Что делать и что говорить, если ребенок нарушает правила, опаздывает, не делает самостоятельную работу? Мы много об этом думаем в школе.

Правила – это точки опоры, которые всем помогают быть устойчивыми, чувствовать себя в безопасности.
Однако ребенок легко может их нарушать, что совершенно нормально, потому что любой растущий человек проверяет границы мира. И вот мы думаем, что нарушения всегда перетекают в последствия.

У нас в школе нет слова «наказание». Здесь никто никого не наказывает. Потому что наказание – это временная мера, которая лишает ребенка возможности отвечать за собственные действия, понимать последствие этих действий.
Последствия же помогают растить ответственность.

Стратегия поведения при осознании последствий всегда основывается на выборе и запускает рефлексивный диалог внутри: что будет, если я сейчас это сделаю.
Мы стараемся задавать детям много вопросов:
«Как ты думаешь, что сейчас чувствует тот, кого ты стукнул?»
«Если ты опаздываешь, что ты теряешь?»
«Другой ждал, а ты не пришел. Как ты думаешь, что будет в следующий раз?»

Предлагаем замечательный инструмент – КОПИЛКУ ПОСЛЕДСТВИЙ, с помощью которого ребенок будет осознавать последствия своих действий и становиться ответственным.

Вы обсуждаете с ребёнком какие-то простые его обязанности и договариваетесь, какие последствия будут за их неисполнение. Вариантов последствий может быть много: отжаться 5 раз, сократить время мультиков на половину, организовать «штрафстоянку» для вещей, которыми нельзя пользоваться три дня. Потом делаете «копилку / шкатулку» с последствиями, откуда ребёнок наугад выбирает для себя одно в качестве результата сегодняшнего происшествия. Это правило одинаково для всех в семье: и для родителей, и для детей. Если папа оставил свои любимые носки посреди гостиной, значит... Последствия понятны.
Например, если не помыл посуду, то тянешь бумажку из коробки, как в лотерее, и делаешь.

Людмила Боросгоева

2024-11-11 11:45