Что делать и что говорить, если ребенок нарушает правила, опаздывает, не делает самостоятельную работу? Мы много об этом думаем в школе.
Правила – это точки опоры, которые всем помогают быть устойчивыми, чувствовать себя в безопасности. Однако ребенок легко может их нарушать, что совершенно нормально, потому что любой растущий человек проверяет границы мира. И вот мы думаем, что нарушения всегда перетекают в последствия.
У нас в школе нет слова «наказание». Здесь никто никого не наказывает. Потому что наказание – это временная мера, которая лишает ребенка возможности отвечать за собственные действия, понимать последствие этих действий. Последствия же помогают растить ответственность.
Стратегия поведения при осознании последствий всегда основывается на выборе и запускает рефлексивный диалог внутри: что будет, если я сейчас это сделаю. Мы стараемся задавать детям много вопросов: «Как ты думаешь, что сейчас чувствует тот, кого ты стукнул?» «Если ты опаздываешь, что ты теряешь?» «Другой ждал, а ты не пришел. Как ты думаешь, что будет в следующий раз?»
Предлагаем замечательный инструмент – КОПИЛКУ ПОСЛЕДСТВИЙ, с помощью которого ребенок будет осознавать последствия своих действий и становиться ответственным.
Вы обсуждаете с ребёнком какие-то простые его обязанности и договариваетесь, какие последствия будут за их неисполнение. Вариантов последствий может быть много: отжаться 5 раз, сократить время мультиков на половину, организовать «штрафстоянку» для вещей, которыми нельзя пользоваться три дня. Потом делаете «копилку / шкатулку» с последствиями, откуда ребёнок наугад выбирает для себя одно в качестве результата сегодняшнего происшествия. Это правило одинаково для всех в семье: и для родителей, и для детей. Если папа оставил свои любимые носки посреди гостиной, значит... Последствия понятны. Например, если не помыл посуду, то тянешь бумажку из коробки, как в лотерее, и делаешь.