«Текст – всегда основа какого-то проекта по любой дисциплине, включая естественно-научные. Чтобы создать текст, надо провести исследовательскую работу, в том числе фактчекинг (проверка и сопоставление фактов, источников информации, обобщение полученных данных). А еще стоит поэкспериментировать с разными форматами и стилями и расширить свой лексикон для более выразительного оформления мыслей и эмоций», – считает главныйредактор газеты «Вести образования», редактор YouTube-канала «Образователи» Татьяна Волошко.
Куда исчез комок теста и где жил самый ленивый человек на Земле?
Выступление Татьяны Волошко на вебинаре, посвященном организации экспериментальной деятельности на гуманитарных дисциплинах, было построено в диалоге со слушателями: теоретические тезисы тут же подкреплялись предложением самим попробовать те или иные методики работы с текстом.
Например, рассказав о технологии сторителлинга, ведущая попросила участников вебинара придумать свои истории; объяснив слушателям особенности стилистики, предложила составить свои тексты на одну и ту же тему, но в разных стилях – научном, художественном или публицистическом.
Кроме того, педагоги не только ознакомились со структурой новостной заметки, но попытались представить классическое художественное произведение в форме короткой информационной статьи с ярким и привлекательным заголовком.
Интересно, что аналогичное задание ранее было предложено редакцией «Вестей образования» учащимся медиакласса школы № 1252 им. Сервантеса, и некоторые ребята с ним блестяще справились. Например, ученица 10 «Б» класса Маруся Забродина пересказала русскую народную сказку «Колобок» в формате новостной заметки, стараясь следовать всем правилам этого жанра.
Получилось увлекательно и с юмором, а заголовок обещал почти детективное развитие событий.
Десятиклассник Артем Николаев выбрал за основу роман Ивана Гончарова «Обломов», в нескольких абзацах изложив, как герой с нарицательным именем дошел до жизни такой. Но вывод подростка из этой классической истории оказался неожиданным: «Многие говорят, что лень до добра не доводит, иногда это правда, но и подавлять в себе человечность постоянной работой не стоит. Всегда нужно искать «золотую середину», а иначе как нам стать по-настоящему счастливыми?»
Участники вебинара проявили активность и заинтересованность в освоении экспериментальной деятельности в области гуманитарных дисциплин и не только выполняли предложенные задания, но и делились собственными наработками.
По мнению Татьяны Волошко, экспериментальная и проектная деятельность будут гораздо эффективнее, если они осуществляются на межпредметной основе.
И такой опыт есть в образовательном центре «Эврика» (детский сад и начальная школа) города Южно-Сахалинска.
Об этом рассказали участникам вебинара педагоги центра.
Детский интерес как залог успеха
Например, учитель английского языка Нелли Порсева работает с детьми начальных классов по методике CLIL (content and language integrated learning), или предметно-языковое интегрированное обучение. Такая методика позволяет одновременно осваивать и язык, и другой предмет, который становится основой для лингвистической практики.
«Мы идем от детского интереса, и это становится залогом успеха», – отметила Нелли Порсева.
И за этим интересом не надо далеко ходить – окружающая среда богата разнообразными возможностями. Например, дети заинтересовались темой грибов, которые в изобилии произрастают на школьной территории. И это стало сначала темой исследования, а потом и поводом для изучения новых слов на английском языке. Столь же привлекательной для ребят оказалась и тема животного мира, когда простая лягушка послужила толчком к исследованию, а потом – к развитию языковых навыков и более того – стимулом для освоения такого вида творчества, как оригами: дети делали из бумаги лягушек, а один мальчик даже провел мастер-класс на эту тему на одном из городских конкурсов.
Межпредметные связи применяет на своих уроках и учитель Анна Глеба. Ее ученики полюбили занятия «Музыка на английском», где они учат новые слова в определенном ритме, который задает учитель, хлопая в ладоши. Каждый ученик повторяет свое слово, и в результате получается многоголосый хор. Одновременно с английским дети изучают элементарную музыкальную грамоту. Иначе не удастся попасть в ритм, и получится не хор, а «сумбур вместо музыки». Анна Глеба мечтает в недалеком будущем организовать школьный ансамбль.
Кстати, слушателям вебинара очень понравилась эта методика, и некоторые уже решили применять ее на своих уроках – например, при изучении отдельных тем по математике.
Как рассказала координатор полилингвальной программы центра «Эврика» Анна Шашкова, для образовательного центра «Эврика», где изучается несколько иностранных языков наряду с русским, очень важно организовать образовательную среду. Чем больше активностей входит в полилингвальную среду, чем чаще ребенок сталкивается с необходимостью использовать язык в своей повседневной жизни, тем проще снимаются барьеры и выше мотивация изучать язык для реальной жизни.
Одним из центральных форматов в образовательном центре «Эврика» стали образовательные события, представляющие собой эксперимент, в который вовлечены все, включая детей. Совместно с педагогами они продумывают замысел мероприятия и реализуют свои идеи.
Кроме того, дети своими руками с помощью взрослых создают предметно-развивающую среду: составляют словарь в карточках и иллюстрациях, также в свободном доступе находится литература на иностранных языках. Таким образом иностранный язык становится неотъемлемой частью школьного уклада.
И, конечно, трудно переоценить значение учителей – носителей языка, которые работают в этой школе. Они проводят с детьми квизы, полилингвальные клубы и мастерские по программированию и робототехнике.
«Носитель языка не только демонстрирует знание уникальной лингвистической практики, но и культуры. Он становится значимым взрослым, к которому можно обратиться со своими вопросами. Язык становится инструментом общения», – считает Анна Шашкова.