С наступлением теплого времени года просыпается не только природа, но и любители погонять на самокатах. Электросамокат сегодня считается одним из видов транспорта, который получил новое официальное название – «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). Изменения правил использования СИМ произошли в связи с высокой аварийностью на дорогах с участием электросамокатов. Согласно отчету Госавтоинспекции, за девять месяцев прошлого года произошло около 2,7 тыс. таких ДТП. В ряде случаев это приводило к травмированию пешеходов, получению тяжёлых увечий теми, кто управляет самокатами, порче автомобилей и т.д.
О том, как обеспечить безопасность и предотвратить возможные травмы пешеходов и самих водителей самокатов, рассказывает доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, руководитель хирургической службы ДГКБ им. З.А. Башляевой, детский хирург Виктор Шеин.
– Сегодня на самокаты встают и дошкольники, и убеленные сединами пожилые люди. По Вашему мнению, нужны ли возрастные ограничения для езды на самокатах и какими должны быть нижняя и верхняя возрастные планки для тех, кто хочет проехаться с ветерком?
– Надо только приветствовать, что люди ведут активный образ жизни, встают на самокаты, находятся в движении, а это полезно для здоровья. Если говорить о возрастных ограничениях, то, в принципе, когда ребенок начинает хорошо держать равновесие (3–4 года), ему уже можно доверить управлять обычным самокатом, и вы увидите с каким удовольствием и радостью ваш ребенок будет на нем гонять и получать положительные эмоции.
Если говорить о верхней возрастной планке, то, я думаю, здесь сам человек определяет, когда ему можно вставать на самокат, а когда нельзя. Бывает, что и в 40 лет кто-то чувствует себя стариком, а бывает, что кто-то в почтенном возрасте имеет хорошую физическую форму. Поэтому всё зависит от личных качеств и физического самочувствия человека.
Например, в Госдуме предлагают ограничить вождение автомобиля лицам старше 70 лет. Но во многих странах мира, например, в США и в 90 лет прекрасно управляют автомобилем, не допуская аварийных ситуаций. Поэтому я думаю, что подход с позиций эйджизма в этом случае неправильный.
В отношении допуска детей к управлению самокатом и обеспечения безопасности – это ответственность родителей. Во-первых, самокат должен подбираться индивидуально – по возрасту и анатомическим особенностям ребенка.Если самокат подобран правильно и сделан из качественного материала, то он станет важным подспорьем для развития ребенка. В противном случае возможны травмы.
Во-вторых, важно выбрать правильное место для катания, чтобы была ровная поверхность, без ямок и других дефектов дорожного покрытия. В-третьих, кто-то из родителей всегда должен быть рядом с ребенком. Ездить на электросамокатах можно в любом возрасте. Однако дети до 7 лет должны передвигаться в сопровождении взрослых.
Самостоятельно управлять СИМ разрешено с 7 до 14 лет – по тротуарам, пешеходным и велосипедным зонам. Выезжать на проезжую часть разрешается детям старше 14 лет. – Полностью согласен с новыми правилами.
В-четвертых, нужно подобрать для ребенка специальные защитные средства, чтобы он не повредил голову, локтевые суставы, колени. Это основное требование для профилактики возможных травм.
Что же касается взрослых, то они чаще всего используют более мощные электросамокаты, и здесь проблема безопасности движения становится еще более острой.
Не случайно у нас уже принят ряд постановлений, приравнивающих электросамокаты к транспортным средствам – в связи с тем, что они имеют значительный вес и развивают большую скорость, поэтому столкновения с ними чреваты опасными последствиями.
– С какими травмами от столкновения с самокатами Вы встречаетесь в своей врачебной практике?
– Нам приходится иметь дело с двумя разными видами травм – с теми, которые получает человек, управляющий самокатом, и с теми, которые получает пешеход.
В первом случае при попадании переднего колеса самоката в ямку или в какую-то выбоину на большой скорости происходит резкое торможение и человек перелетает через руль самоката и падает на землю.
Если самокатом управляют дети, то в силу своих анатомических особенностей они чаще всего получают черепно-мозговую травму, а также переломы верхней и нижней конечностей. У взрослых чаще всего встречаются переломы ключиц, предплечья, плечевой кости, травмы брюшной полости, селезенки. Травмы поджелудочной железы и селезенки чаще всего возникают, когда руль велосипеда или самоката ударяется в левую половину живота.
В случае наезда самокатов на пешеходов у последних бывают черепно-мозговые травмы, компрессионные переломы,а также повреждения связочного аппарата и кожных покровов.
– Какую динамику травм вследствие аварий с участием самокатов Вы наблюдаете? Растет ли их число и с чем Вы это связываете?
– В целом, общее число травм, полученных вследствие дорожно-транспортных происшествий, возрастает. И связано это с тем, что появляются новые средства передвижения, очень опасные по своим скоростным характеристикам и по управляемости. И здесь, конечно, кто бы думал, что электросамокат выйдет на первое место – просто в силу своей востребованности. Почему отдается предпочтение именно этому виду транспорта?
Во-первых, он прост в управлении и, во-вторых, доступен практически в любом месте, если говорить о Москве или других крупных городах. Взял, вставил карточку, заплатил и поехал куда хочешь. И вроде бы с этого момента не требуется никаких физических усилий. Главное – выбрать свободные места для проезда. Но вы сами понимаете, что травматизм зависит еще от того, кто управляет самокатом, от его воспитания и психологических особенностей. Есть те, кто ездит спокойно, но есть и другие, которые создают опасные ситуации.
– Нужны ли правила дорожного движения для электросамокатов?
– Они необходимы. С этого года действуют правила дорожного движения для электросамокатов.
Но все мы оказываемся свидетелями того, как эти правила нарушаются. Например, при переходе проезжей части водитель самоката должен сойти со своего транспортного средства и нести его в руках. Однако, что мы наблюдаем? Как только загорается зеленый свет светофора, велосипедист или самокатчик летит по этому пешеходному переходу, и тем самым создает опасность не только для окружающих, но и для себя самого в первую очередь.
Поэтому не надо придумывать новые ограничения, надо просто соблюдать те, что есть. Особенно об этом важно помнить взрослым, потому что дети чаще всего берут с них пример.
Я не раз подчеркивал, что во всех травмах, которые получают дети, всегда виноваты родители и взрослые, которые были рядом с детьми. Или отсутствовали, что еще хуже.
– Но ситуация с электросамокатами усложняется тем, что, в отличие от машин, они, как правило, передвигаются по пешеходным тротуарам и для них не всегда есть специальные дорожки.
– Да, и в этом основная проблема. Если бы все ездили по велодорожкам – и самокаты, и велосипеды – у нас бы таких аварий не было. В том случае, когда водители электросамокатов едут по тротуару, пешеход должен иметь приоритет. И тот, кто едет на самокате, должен прежде всего думать о безопасности пешехода и не двигаться на большой скорости.
– Может быть, вообще запретить самокаты или ввести жесткие ограничения, как это сделали в некоторых странах?
– Я думаю, запреты ни к чему хорошему не приведут. Выход в том, чтобы создавать условия для безопасного передвижения, делать больше велодорожек, устанавливать правила дорожного движения для водителей не только самокатов, но и велосипедов и других опасных гаджетов, которые могут привести к травмам. Вот это самый правильный путь.
И хорошо, что в Госдуме обсуждается вопрос о присвоении электросамокатам регистрационных номеров, потому что скорость и доступность электросамокатов будет увеличиваться, и, как следствие, вырастет травматизация.
Кстати, в 60-е годы прошлого столетия все велосипеды имели номера. Для чего это было сделано? Чтобы сотрудники ГАИ могли отследить каждого велосипедиста, и если происходил наезд на пешехода, то водитель отвечал за свои действия.
– Подводя итоги нашего разговора, какие рекомендации Вы бы дали родителям для уменьшения рисков от использования самокатов?
– Во-первых, необходимо подбирать самокат в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Во-вторых, при катании на самокате ребенка в возрасте ребенка до 7 лет, рядом обязательно должен находиться взрослый.
В-третьих, для поездок на самокате следует выбирать ровные площадки, потому что дефекты дорожного покрытия повышают риск травматизации.
В-четвертых, при катании детей на самокате надо обязательно использовать средства защиты: шлемы, наколенники и так далее. Это убережет ребенка от тяжелой травмы.
Что касается взрослых, то им тоже следует внимательно подбирать для себя самокат, не превышать скорость, кататься на безопасных участках и помнить о том, что пешеход всегда имеет приоритет перед тем же самокатом.
О том, как обеспечить безопасность и предотвратить возможные травмы пешеходов и самих водителей самокатов, рассказывает доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, руководитель хирургической службы ДГКБ им. З.А. Башляевой, детский хирург Виктор Шеин.
– Сегодня на самокаты встают и дошкольники, и убеленные сединами пожилые люди. По Вашему мнению, нужны ли возрастные ограничения для езды на самокатах и какими должны быть нижняя и верхняя возрастные планки для тех, кто хочет проехаться с ветерком?
– Надо только приветствовать, что люди ведут активный образ жизни, встают на самокаты, находятся в движении, а это полезно для здоровья. Если говорить о возрастных ограничениях, то, в принципе, когда ребенок начинает хорошо держать равновесие (3–4 года), ему уже можно доверить управлять обычным самокатом, и вы увидите с каким удовольствием и радостью ваш ребенок будет на нем гонять и получать положительные эмоции.
Если говорить о верхней возрастной планке, то, я думаю, здесь сам человек определяет, когда ему можно вставать на самокат, а когда нельзя. Бывает, что и в 40 лет кто-то чувствует себя стариком, а бывает, что кто-то в почтенном возрасте имеет хорошую физическую форму. Поэтому всё зависит от личных качеств и физического самочувствия человека.
Например, в Госдуме предлагают ограничить вождение автомобиля лицам старше 70 лет. Но во многих странах мира, например, в США и в 90 лет прекрасно управляют автомобилем, не допуская аварийных ситуаций. Поэтому я думаю, что подход с позиций эйджизма в этом случае неправильный.
В отношении допуска детей к управлению самокатом и обеспечения безопасности – это ответственность родителей. Во-первых, самокат должен подбираться индивидуально – по возрасту и анатомическим особенностям ребенка.Если самокат подобран правильно и сделан из качественного материала, то он станет важным подспорьем для развития ребенка. В противном случае возможны травмы.
Во-вторых, важно выбрать правильное место для катания, чтобы была ровная поверхность, без ямок и других дефектов дорожного покрытия. В-третьих, кто-то из родителей всегда должен быть рядом с ребенком. Ездить на электросамокатах можно в любом возрасте. Однако дети до 7 лет должны передвигаться в сопровождении взрослых.
Самостоятельно управлять СИМ разрешено с 7 до 14 лет – по тротуарам, пешеходным и велосипедным зонам. Выезжать на проезжую часть разрешается детям старше 14 лет. – Полностью согласен с новыми правилами.
В-четвертых, нужно подобрать для ребенка специальные защитные средства, чтобы он не повредил голову, локтевые суставы, колени. Это основное требование для профилактики возможных травм.
Что же касается взрослых, то они чаще всего используют более мощные электросамокаты, и здесь проблема безопасности движения становится еще более острой.
Не случайно у нас уже принят ряд постановлений, приравнивающих электросамокаты к транспортным средствам – в связи с тем, что они имеют значительный вес и развивают большую скорость, поэтому столкновения с ними чреваты опасными последствиями.
– С какими травмами от столкновения с самокатами Вы встречаетесь в своей врачебной практике?
– Нам приходится иметь дело с двумя разными видами травм – с теми, которые получает человек, управляющий самокатом, и с теми, которые получает пешеход.
В первом случае при попадании переднего колеса самоката в ямку или в какую-то выбоину на большой скорости происходит резкое торможение и человек перелетает через руль самоката и падает на землю.
Если самокатом управляют дети, то в силу своих анатомических особенностей они чаще всего получают черепно-мозговую травму, а также переломы верхней и нижней конечностей. У взрослых чаще всего встречаются переломы ключиц, предплечья, плечевой кости, травмы брюшной полости, селезенки. Травмы поджелудочной железы и селезенки чаще всего возникают, когда руль велосипеда или самоката ударяется в левую половину живота.
В случае наезда самокатов на пешеходов у последних бывают черепно-мозговые травмы, компрессионные переломы,а также повреждения связочного аппарата и кожных покровов.
– Какую динамику травм вследствие аварий с участием самокатов Вы наблюдаете? Растет ли их число и с чем Вы это связываете?
– В целом, общее число травм, полученных вследствие дорожно-транспортных происшествий, возрастает. И связано это с тем, что появляются новые средства передвижения, очень опасные по своим скоростным характеристикам и по управляемости. И здесь, конечно, кто бы думал, что электросамокат выйдет на первое место – просто в силу своей востребованности. Почему отдается предпочтение именно этому виду транспорта?
Во-первых, он прост в управлении и, во-вторых, доступен практически в любом месте, если говорить о Москве или других крупных городах. Взял, вставил карточку, заплатил и поехал куда хочешь. И вроде бы с этого момента не требуется никаких физических усилий. Главное – выбрать свободные места для проезда. Но вы сами понимаете, что травматизм зависит еще от того, кто управляет самокатом, от его воспитания и психологических особенностей. Есть те, кто ездит спокойно, но есть и другие, которые создают опасные ситуации.
– Нужны ли правила дорожного движения для электросамокатов?
– Они необходимы. С этого года действуют правила дорожного движения для электросамокатов.
Но все мы оказываемся свидетелями того, как эти правила нарушаются. Например, при переходе проезжей части водитель самоката должен сойти со своего транспортного средства и нести его в руках. Однако, что мы наблюдаем? Как только загорается зеленый свет светофора, велосипедист или самокатчик летит по этому пешеходному переходу, и тем самым создает опасность не только для окружающих, но и для себя самого в первую очередь.
Поэтому не надо придумывать новые ограничения, надо просто соблюдать те, что есть. Особенно об этом важно помнить взрослым, потому что дети чаще всего берут с них пример.
Я не раз подчеркивал, что во всех травмах, которые получают дети, всегда виноваты родители и взрослые, которые были рядом с детьми. Или отсутствовали, что еще хуже.
– Но ситуация с электросамокатами усложняется тем, что, в отличие от машин, они, как правило, передвигаются по пешеходным тротуарам и для них не всегда есть специальные дорожки.
– Да, и в этом основная проблема. Если бы все ездили по велодорожкам – и самокаты, и велосипеды – у нас бы таких аварий не было. В том случае, когда водители электросамокатов едут по тротуару, пешеход должен иметь приоритет. И тот, кто едет на самокате, должен прежде всего думать о безопасности пешехода и не двигаться на большой скорости.
– Может быть, вообще запретить самокаты или ввести жесткие ограничения, как это сделали в некоторых странах?
– Я думаю, запреты ни к чему хорошему не приведут. Выход в том, чтобы создавать условия для безопасного передвижения, делать больше велодорожек, устанавливать правила дорожного движения для водителей не только самокатов, но и велосипедов и других опасных гаджетов, которые могут привести к травмам. Вот это самый правильный путь.
И хорошо, что в Госдуме обсуждается вопрос о присвоении электросамокатам регистрационных номеров, потому что скорость и доступность электросамокатов будет увеличиваться, и, как следствие, вырастет травматизация.
Кстати, в 60-е годы прошлого столетия все велосипеды имели номера. Для чего это было сделано? Чтобы сотрудники ГАИ могли отследить каждого велосипедиста, и если происходил наезд на пешехода, то водитель отвечал за свои действия.
– Подводя итоги нашего разговора, какие рекомендации Вы бы дали родителям для уменьшения рисков от использования самокатов?
– Во-первых, необходимо подбирать самокат в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Во-вторых, при катании на самокате ребенка в возрасте ребенка до 7 лет, рядом обязательно должен находиться взрослый.
В-третьих, для поездок на самокате следует выбирать ровные площадки, потому что дефекты дорожного покрытия повышают риск травматизации.
В-четвертых, при катании детей на самокате надо обязательно использовать средства защиты: шлемы, наколенники и так далее. Это убережет ребенка от тяжелой травмы.
Что касается взрослых, то им тоже следует внимательно подбирать для себя самокат, не превышать скорость, кататься на безопасных участках и помнить о том, что пешеход всегда имеет приоритет перед тем же самокатом.