Действия ребенка часто не соответствуют нашим ожиданиям, его поведение не всегда бывает удобным и понятным. У него есть свое мнение, собственные смыслы, которые могут вступить в противоречие с нашим мнением. Ребенок может не видеть смысла в изучении математики, и наше взрослое «учи, тебе пригодится» натыкается на его мнение.
Готовы ли мы убедительно и аргументированно говорить о последствиях?
Последствия следует отличать от наказания. Наказание – это спонтанная эмоциональная реакция взрослого, которая заставляет ребенка концентрироваться на обиде. Наказание избавляет от необходимости работать над собой.
Последствия – это предварительная договоренность, которая обеспечивает осознание того, что сделано не так. Например, если ребенок не сделал задание, он не только сталкивается с трудностями в учебе, но и осознает, что без усилий его действия не приведут к успеху.
Какие бывают последствия:
✅гордость за победу (задумал выполнить задание и сделал все без ошибок)
✅радость от маминой благодарности: «Спасибо, дорогой, ты мне очень помог»
✅злость от осознания того, что друзья не взяли в игру, поскольку не выполнил обещание
✅желание заботы об окружении: если что-то пролил, то знаешь, как исправить оплошность
✅выбор и точка принятия решения: если задумал написать сообщение, но нет нужной информации, то готов долго и упрямо искать ее, чтобы воплотить свой замысел.
Все это – ответственность! Потому важно, чтобы ребенок прожил последствия своего действия – и гордость, и злость, и разочарование, и чувство победы.
Людмила Боросгоева