Новости- садик

Медиадеятельность в детском саду: как воспитать творца? Интервью с Татьяной Волошко

Медиадеятельность в дошкольном образовании – тема, вызывающая живой интерес у педагогов. Как использовать современные технологии во благо развития ребенка, не превратив занятия в бессмыслентное "залипание" в гаджетах? Своим взглядом на этот вопрос поделилась Татьяна Николаевна Волошко, главный редактор "Вестей образования", медиамастер Института «Эврика».

Медиа – это не только гаджеты

"Медиадеятельность – это идеальный способ отрефлексировать всё, что происходит с ребёнком в течение дня", – подчеркивает Татьяна. Ребенок познает мир, задает вопросы, ищет ответы. Медиадеятельность позволяет ему зафиксировать эти открытия, выразить себя, поделиться своими впечатлениями. И что важно, это не сводится к использованию гаджетов. Медиадеятельность включает в себя разные этапы и виды деятельности, объединяющие детей и взрослых в творческом процессе.

Это обучение работе с инструментами, светом, звуком, развитие коммуникативных навыков в командной работе.

"Зона ближайшего развития": медиа как инструмент развития

Как медиадеятельность способствует развитию личности ребенка? Здесь, по мнению Татьяны Николаевны, важно учитывать учение Л.С. Выготского о "зоне ближайшего развития". Ребенок может самостоятельно снять видео на телефон, но ему нужна помощь, чтобы смонтировать ролик, добавить музыку, создать содержательную историю. Именно в совместной деятельности со взрослым он выходит за рамки своих возможностей. "Учение ведет за собой развитие", – напоминает нам Татьяна Николаевна, подчеркивая, что новые знания и навыки, полученные в сотрудничестве, в дальнейшем позволят ребенку действовать самостоятельно.
Три кита успешной медиадеятельности:

По мнению Татьяны Николаевны, ключевые принципы организации медиадеятельности в детском саду включают в себя:

1. Интерес ребенка: "Все начинается с детского интереса", – отмечает эксперт. Он может возникнуть спонтанно, после просмотра спектакля или прочтения книги, в ходе интересной задачи, поставленной воспитателем. Важен принцип событийности, способствующий формированию интереса ребенка к окружающему миру.

2. Игра: "В игре ребенок делает не только то, что ему больше всего хочется и нравится, но и формируются новые мотивы и потребности", – поясняет Татьяна Николаевна. Игра является естественной средой для развития медиадеятельности.

3. Командная работа: Дети учатся распределять роли, помогать друг другу, достигать общей цели. Как и в коллективной деятельности, описанной А.С. Макаренко, важна возможность для каждого ребенка внести свой вклад в общее дело, создать что-то новое и значимое.

Главный риск: потеря интереса

Главный риск, по мнению Татьяны Николаевны, – сделать интересную деятельность неинтересной. Формализация, превращение процесса в рутину, когда главное – не качество, а количество публикаций, может отбить у детей всякий интерес. "Важно понимать грань и балансировать, удерживать этот интерес, не вынуждать ребенка делать то, что он делать не хочет", – подчеркивает эксперт. Важно, чтобы интерес появлялся у самого ребенка.
Работа с родителями: развеиваем мифы

Еще один важный аспект – работа с родителями. Многие из них воспринимают медиадеятельность как бессмыслентное "залипание" в телефонах. Необходимо объяснить им, что вкладывается в это понятие, подчеркнуть, что медиа – это всего лишь инструмент, а главное – это развитие творческих способностей, познание мира и самовыражение.

Вместо заключения: воспитать творца, а не потребителя

Медиадеятельность в детском саду – это мощный инструмент развития ребенка. Но только при правильном подходе, основанном на интересе, игре и командной работе. Важно не превратить детей в пассивных потребителей контента, а воспитать творцов, способных выражать себя, познавать мир и создавать что-то новое.

Автор Лидия Ванштейн