Неверно думать, что полилингвальное образование ограничено изучением иностранного языка. Ведь в самом процессе погружения в язык и культуру страны изучаемого языка формируется человек, который сможет жить в согласии с людьми разных национальностей. Полилингвальное образование будет эффективным, если представления детей о культурных традициях и ценностях разных народов формировать через яркие эмоции, пробы и события в игровой деятельности. Именно поэтому педагоги Детского центра и школы «Эврика» выстраивают образовательную деятельность таким образом, чтобы погрузить учеников и воспитанников в то или иное культурное событие: создать колоритную атмосферу, наполнить содержанием практическую деятельность, вызвать радость от совместного творчества и взаимодействия.
Праздников много не бывает…
Возможность отпраздновать еще один Новый год – китайский – была воспринята воспитанниками Детского центра и учениками школы с большим воодушевлением. В 2023 году китайский 4721 новый год наступает в ночь 22 января и длится две недели. Чунь Цзе – Праздник весны – издревле является самым главным и продолжительным праздником не только в Китае, но и в других странах Восточной Азии.
Две недели дети образовательного центра знакомились с традициями празднования Нового года в Китае, украшали холлы, классы и группы фонариками, а двери – парными надписями – «куплетами» с пожеланиями добра и счастья.
Дети знакомились с китайскими традициями, сказками, музыкой, играли в детские китайские игры, с воодушевлением делали «шумелки», призванные отпугивать злых духов и драконов. Каждая группа нашла свои возможности для поддержки детского интереса. Малыши отправились в длительное «путешествие». Для этого в группе появились «заграничные паспорта», билеты, взлетная полоса, почти настоящие самолеты и пульт управления.
Пельмени-дамплинги, почти настоящий театр и мини-исследования
Воспитанники подготовительной группы познакомились с китайскими традициями и побывали в роли поваров. Они приготовили разноцветные китайские пельмени – дамплинги. В процессе дети с удивлением узнали, как получить натуральный краситель… из обычной краснокочанной капусты. И даже не один, а целых три: розовый, фиолетовый и синий! Дети старшего возраста поделились своими впечатлениями о поездках в Китай, показали фотографии и самобытные сувениры и сварили китайскую лапшу! В некоторых группах дети развернули настоящий театр. Для этого они познакомились с легендами, приготовили необходимые декорации, атрибуты, танцы и распределили роли…
Школьники погружались в восточную культуру на уроках китайского языка, где изучали легенды Древнего Китая, историю празднования Нового года, учили новые иероглифы. Нарисованные на красной бумаге письмена сразу же становились украшением школы. На уроках музыки ребята знакомились с традиционными мелодиями и танцами Китая и пытались их повторить. На творческих уроках у ребят была возможность сформировать представление об образах искусства Китая. Они создавали объемных драконов – символ страны, бумажных солдатиков – терракотовых воинов, знакомились с буддистской символикой, в школе появилась целая галерея с изображением панды. Более пытливые разворачивали целые мини-исследования, представляя своим классам интересные факты об искусстве и архитектуре Китая. Словом, было весело и увлекательно.
Китайский футбол, злой Нянь (не путать с доброй няней) и подарки от кролика
Культура – это взаимодействие разных возрастов и поколений. Учащиеся Корпоративной школы выдвинули идею посетить воспитанников Детского центра. Школьники помогли детям украсить площадку, провели с ними веселые игры на прогулке. Особой популярностью пользовался китайский футбол. Ажиотаж вызвало рисование на снегу цветной водой, жаль только, что краска быстро закончилась.
Всё это происходило и внутри Детского центра: воспитанники средней группы предложили малышам вместе слепить драконов из соленого теста. Помощь родителей тоже оказалась весьма кстати, они с удовольствием мастерили дома-фонарики и мандариновые деревья.
А в пятницу (нет-нет, не 13-го, а 3 февраля) воспитанники Детского центра стали участниками большого спектакля. Еще утром дети обнаружили, что с восточного календаря исчез один из символов – Кролик. Что могло произойти? Наверное, это проделки злого монстра из китайских легенд – Няня. Действительно, когда дети вышли на прогулку, появился Нянь. По преданию дети знают, что прогнать его можно шумом, красным цветом и драконами. Под руководством воина дети с помощью «шумелок» постарались прогнать монстра, но монстр был сильнее. И тогда дети вспомнили про драконов, которых они делали вместе с педагогами. Один дракон скрывал всех детей группы. Такого количества огромных драконов Нянь не ожидал. Он отступил и превратился в дым. Под радостные крики детей появился кролик. Чтобы дни шли своим чередом, дети нашли все символы восточного календаря и расставили их в правильной последовательности. Завершился праздник веселым танцем и подарками от кролика – яркими мандаринами, символами благополучия на следующий год.
Тем временем в школе…
А в школе пятница началась с вести о проделках Няня, ребята приняли решение срочно остановить злодея. Но не все так просто… Чтобы остановить мифическое существо, нужно быть умнее его, сильнее и быстрее. В течение дня ребятам нужно было решить несколько задач, но хитрый Нянь составил их таким образом, что для решения каждой команде требовались учащиеся из разных классов. Через решение задач дети постигали культуру Китая, погружались в особенности языка и в итоге нашли способ победить злодея – изготовить дракона стихии!..
И вот новая задача – как сделать дракона одновременно и красивым, и сильным, чтобы он смог вынести все испытания. К счастью, на решении задач ребятам удалось заработать деньги на покупку необходимого материала для конструирования дракона. Если команде не хватало средств, их можно было заработать на дополнительных челленджах. В скором времени драконы были изготовлены, представлены и испытаны в спортивных играх. Так ребята доказали свое преимущество над злобным Нянем и смогли одолеть его.
В сказках добро всегда побеждает зло. А теперь воспитанники образовательного центра «Эврика» знают: чтобы победить, нужно иметь цель и прилагать усилия для её достижения. Но главное – классная команда единомышленников. Без неё – никак!
Инесса Кочубей, методист Детского центра
Виктория Думчева, руководитель Корпоративной школы ОАНО «Образовательный центр “Эврика”»