Новости- школа

О тьюторах в школе «Эврика»: человек, который всё время рядом с детьми

Мы уже рассказывали о том, что с детьми школы «Эврика» работает целая команда педагогов: учитель развивающего образования, который ведёт предметы на русском языке, тичер, который общается с детьми исключительно на английском, мастер, который учит ребят ремеслу, и, наконец, тьютор человек (или добрая фея?), который сопровождает индивидуальное развитие и самоопределение каждого ребёнка. Подробнее об этой позиции нам рассказала заместитель директора «Эврики» Ольга Устюгова.

Как в вашей школе появились тьюторы и на что вы опирались, определяя их функционал?

Размышляя над моделью нашей школы, мы сразу видели в ней такого профессионала, который был бы связующим звеном между всеми участниками образовательных отношений: ребёнком и учителем, родителем и учителем, администрацией, ребёнком, учителем и родителем. Это тот человек, который ближе всех к ребёнку.

Для нас понимание тьютора близко к концепции Межрегиональной тьюторской ассоциации под руководством Татьяны Михайловны Ковалёвой, когда тьютор – это взрослый профессионал, сопровождающий индивидуальное развитие и становление ребёнка. Поэтому мы видели образ такого посредника с психологическим образованием и эмпатийной составляющей, который понимал бы ребёнка, возможно, пытался бы ему объяснять какую-то непонятную для него информацию и помогал бы ему реализовать свои мечты, свои желания и свою карту личностного развития.

Тьютора представляют и помощником учителя, и личным психологом, и даже классным руководителем. Для нас было важно соотнести эти разные функции. Мы хотели их обобщить и показать, что тьютор – это человек, который всё время рядом с детьми, который начинает с ними день на утреннем круге, который заканчивает с ними день на рефлексивном часе и проживает с ними все события. Он же доносит информацию о детях и их успехах до родителей, и он же от родителей эту информацию первый получает и передаёт её остальным педагогам. Вот такая единая педагогическая позиция. В нашей школе нет классных руководителей, но есть тьютор, который всем этим занимается.

Большинство российских школ не могут позволить себе тьютора в каждом классе. Родители оценили такое преимущество?

Родителям нравится, что их ребёнок, который на целый день ушёл в школу (потому что у нас школа полного дня), находится под присмотром, что за ним наблюдают, о нём могут рассказать. И в функции нашего тьютора входит как раз такое обеспечение информацией о собственном ребёнке каждого родителя. Мне кажется, родителям понравилось, что есть тьютор, то есть человек, который всегда рядом с их ребёнком, и у которого всегда можно что-то узнать. И если есть какие-то проблемы, например, если ребёнок замкнулся, у него что-то случилось, то тьютор – это первый человек, который сможет ответить на вопросы и помочь, если есть какие-то не очень приятные ситуации.

А как воспринимают эту позицию другие педагоги?

Становление этих разных позиций происходит до сих пор. Сначала учителя решили, что тьюторы это такой вспомогательный педагогический персонал, который будет им помогать, обеспечивая, например, дисциплину на уроке. Однако мы всем педагогическим составом пришли к тому, что всё-таки тьютор не про дисциплину на уроке, а про шаги в развитии каждого ребёнка, а также про развитие классного коллектива в целом.

Кстати, ещё одна из функций тьютора, о которой я выше не сказала, это как раз то, что тьютор организует классный коллектив, какую-то совместную деятельность, интересные внеклассные, внешкольные мероприятия с включением родителей. То есть тьюторы организуют различные выходы, выезды, походы в театр и т.д. А учителя – хозяева на уроке, это мы не меняли. Если учителю нужен тьютор как второй взрослый, он может попросить, конечно, об этом тьютора: «Пожалуйста, давай мы с тобой разыграем такую диспозицию. Моя роль такая, а твоя роль такая». Но если он этого не делает, значит, как он видит, так и организует свой урок. А тьютор занимается своими делами, наблюдением за детьми. Он может помочь кому-то из детей, если замечает, что ребёнок не включается или у него что-то не получается. И это будет уже его собственная идея, собственное желание, которое он претворяет в жизнь.

Какими были эти два года для тьюторов вашей школы?

Конечно, тьюторы как профессиональная позиция педагога, как отдельная профессия – это ещё становящаяся вещь, и в нашей школе тоже. Мы всё время приглашаем известных экспертов в области тьюторства для того, чтобы оснастить наших тьюторов различными инструментами, в том числе для мониторинга детских личностных и метапредметных результатов, которые у детей появляются. Известных инструментов развития детского коллектива, инструментов для эффективной взаимосвязи с родителями всё время не хватает. Но наши тьюторы – молодцы, они изобретают собственный инструментарий. И, конечно, мы всё равно стараемся показывать им разные школы, организовывать встречи с другими тьюторами или педагогами с тьюторской позицией, которые могут что-то подсказать.

Наши тьюторы очень выросли за это время. Мы (и, конечно, родители) им очень благодарны за их огромный вклад в развитие наших учеников.

Татьяна Волошко