Мы уже рассказывали о том, что с детьми школы «Эврика» работает целая команда педагогов: учитель развивающего образования, который ведёт предметы на русском языке, тичер, который общается с детьми исключительно на английском, мастер, который учит ребят ремеслу, и, наконец, тьютор – человек (или добрая фея?), который сопровождает индивидуальное развитие и самоопределение каждого ребёнка. Подробнее об этой позиции нам рассказала заместитель директора «Эврики» Ольга Устюгова.
– Как в вашей школе появились тьюторы и на что вы опирались, определяя их функционал?
– Размышляя над моделью нашей школы, мы сразу видели в ней такого профессионала, который был бы связующим звеном между всеми участниками образовательных отношений: ребёнком и учителем, родителем и учителем, администрацией, ребёнком, учителем и родителем. Это тот человек, который ближе всех к ребёнку.
Для нас понимание тьютора близко к концепции Межрегиональной тьюторской ассоциации под руководством Татьяны Михайловны Ковалёвой, когда тьютор – это взрослый профессионал, сопровождающий индивидуальное развитие и становление ребёнка. Поэтому мы видели образ такого посредника с психологическим образованием и эмпатийной составляющей, который понимал бы ребёнка, возможно, пытался бы ему объяснять какую-то непонятную для него информацию и помогал бы ему реализовать свои мечты, свои желания и свою карту личностного развития.
Тьютора представляют и помощником учителя, и личным психологом, и даже классным руководителем. Для нас было важно соотнести эти разные функции. Мы хотели их обобщить и показать, что тьютор – это человек, который всё время рядом с детьми, который начинает с ними день на утреннем круге, который заканчивает с ними день на рефлексивном часе и проживает с ними все события. Он же доносит информацию о детях и их успехах до родителей, и он же от родителей эту информацию первый получает и передаёт её остальным педагогам. Вот такая единая педагогическая позиция. В нашей школе нет классных руководителей, но есть тьютор, который всем этим занимается.
– Большинство российских школ не могут позволить себе тьютора в каждом классе. Родители оценили такое преимущество?
– Родителям нравится, что их ребёнок, который на целый день ушёл в школу (потому что у нас школа полного дня), находится под присмотром, что за ним наблюдают, о нём могут рассказать. И в функции нашего тьютора входит как раз такое обеспечение информацией о собственном ребёнке каждого родителя. Мне кажется, родителям понравилось, что есть тьютор, то есть человек, который всегда рядом с их ребёнком, и у которого всегда можно что-то узнать. И если есть какие-то проблемы, например, если ребёнок замкнулся, у него что-то случилось, то тьютор – это первый человек, который сможет ответить на вопросы и помочь, если есть какие-то не очень приятные ситуации.
– А как воспринимают эту позицию другие педагоги?
– Становление этих разных позиций происходит до сих пор. Сначала учителя решили, что тьюторы – это такой вспомогательный педагогический персонал, который будет им помогать, обеспечивая, например, дисциплину на уроке. Однако мы всем педагогическим составом пришли к тому, что всё-таки тьютор не про дисциплину на уроке, а про шаги в развитии каждого ребёнка, а также про развитие классного коллектива в целом.
Кстати, ещё одна из функций тьютора, о которой я выше не сказала, это как раз то, что тьютор организует классный коллектив, какую-то совместную деятельность, интересные внеклассные, внешкольные мероприятия с включением родителей. То есть тьюторы организуют различные выходы, выезды, походы в театр и т.д. А учителя – хозяева на уроке, это мы не меняли. Если учителю нужен тьютор как второй взрослый, он может попросить, конечно, об этом тьютора: «Пожалуйста, давай мы с тобой разыграем такую диспозицию. Моя роль такая, а твоя роль такая». Но если он этого не делает, значит, как он видит, так и организует свой урок. А тьютор занимается своими делами, наблюдением за детьми. Он может помочь кому-то из детей, если замечает, что ребёнок не включается или у него что-то не получается. И это будет уже его собственная идея, собственное желание, которое он претворяет в жизнь.
– Какими были эти два года для тьюторов вашей школы?
– Конечно, тьюторы как профессиональная позиция педагога, как отдельная профессия – это ещё становящаяся вещь, и в нашей школе тоже. Мы всё время приглашаем известных экспертов в области тьюторства для того, чтобы оснастить наших тьюторов различными инструментами, в том числе для мониторинга детских личностных и метапредметных результатов, которые у детей появляются. Известных инструментов развития детского коллектива, инструментов для эффективной взаимосвязи с родителями всё время не хватает. Но наши тьюторы – молодцы, они изобретают собственный инструментарий. И, конечно, мы всё равно стараемся показывать им разные школы, организовывать встречи с другими тьюторами или педагогами с тьюторской позицией, которые могут что-то подсказать.
Наши тьюторы очень выросли за это время. Мы (и, конечно, родители) им очень благодарны за их огромный вклад в развитие наших учеников.
– Как в вашей школе появились тьюторы и на что вы опирались, определяя их функционал?
– Размышляя над моделью нашей школы, мы сразу видели в ней такого профессионала, который был бы связующим звеном между всеми участниками образовательных отношений: ребёнком и учителем, родителем и учителем, администрацией, ребёнком, учителем и родителем. Это тот человек, который ближе всех к ребёнку.
Для нас понимание тьютора близко к концепции Межрегиональной тьюторской ассоциации под руководством Татьяны Михайловны Ковалёвой, когда тьютор – это взрослый профессионал, сопровождающий индивидуальное развитие и становление ребёнка. Поэтому мы видели образ такого посредника с психологическим образованием и эмпатийной составляющей, который понимал бы ребёнка, возможно, пытался бы ему объяснять какую-то непонятную для него информацию и помогал бы ему реализовать свои мечты, свои желания и свою карту личностного развития.
Тьютора представляют и помощником учителя, и личным психологом, и даже классным руководителем. Для нас было важно соотнести эти разные функции. Мы хотели их обобщить и показать, что тьютор – это человек, который всё время рядом с детьми, который начинает с ними день на утреннем круге, который заканчивает с ними день на рефлексивном часе и проживает с ними все события. Он же доносит информацию о детях и их успехах до родителей, и он же от родителей эту информацию первый получает и передаёт её остальным педагогам. Вот такая единая педагогическая позиция. В нашей школе нет классных руководителей, но есть тьютор, который всем этим занимается.
– Большинство российских школ не могут позволить себе тьютора в каждом классе. Родители оценили такое преимущество?
– Родителям нравится, что их ребёнок, который на целый день ушёл в школу (потому что у нас школа полного дня), находится под присмотром, что за ним наблюдают, о нём могут рассказать. И в функции нашего тьютора входит как раз такое обеспечение информацией о собственном ребёнке каждого родителя. Мне кажется, родителям понравилось, что есть тьютор, то есть человек, который всегда рядом с их ребёнком, и у которого всегда можно что-то узнать. И если есть какие-то проблемы, например, если ребёнок замкнулся, у него что-то случилось, то тьютор – это первый человек, который сможет ответить на вопросы и помочь, если есть какие-то не очень приятные ситуации.
– А как воспринимают эту позицию другие педагоги?
– Становление этих разных позиций происходит до сих пор. Сначала учителя решили, что тьюторы – это такой вспомогательный педагогический персонал, который будет им помогать, обеспечивая, например, дисциплину на уроке. Однако мы всем педагогическим составом пришли к тому, что всё-таки тьютор не про дисциплину на уроке, а про шаги в развитии каждого ребёнка, а также про развитие классного коллектива в целом.
Кстати, ещё одна из функций тьютора, о которой я выше не сказала, это как раз то, что тьютор организует классный коллектив, какую-то совместную деятельность, интересные внеклассные, внешкольные мероприятия с включением родителей. То есть тьюторы организуют различные выходы, выезды, походы в театр и т.д. А учителя – хозяева на уроке, это мы не меняли. Если учителю нужен тьютор как второй взрослый, он может попросить, конечно, об этом тьютора: «Пожалуйста, давай мы с тобой разыграем такую диспозицию. Моя роль такая, а твоя роль такая». Но если он этого не делает, значит, как он видит, так и организует свой урок. А тьютор занимается своими делами, наблюдением за детьми. Он может помочь кому-то из детей, если замечает, что ребёнок не включается или у него что-то не получается. И это будет уже его собственная идея, собственное желание, которое он претворяет в жизнь.
– Какими были эти два года для тьюторов вашей школы?
– Конечно, тьюторы как профессиональная позиция педагога, как отдельная профессия – это ещё становящаяся вещь, и в нашей школе тоже. Мы всё время приглашаем известных экспертов в области тьюторства для того, чтобы оснастить наших тьюторов различными инструментами, в том числе для мониторинга детских личностных и метапредметных результатов, которые у детей появляются. Известных инструментов развития детского коллектива, инструментов для эффективной взаимосвязи с родителями всё время не хватает. Но наши тьюторы – молодцы, они изобретают собственный инструментарий. И, конечно, мы всё равно стараемся показывать им разные школы, организовывать встречи с другими тьюторами или педагогами с тьюторской позицией, которые могут что-то подсказать.
Наши тьюторы очень выросли за это время. Мы (и, конечно, родители) им очень благодарны за их огромный вклад в развитие наших учеников.
Татьяна Волошко