В XXI веке, очевидно, все цивилизованные общества пришли к единому выводу о том, что физические наказания недопустимы. В современной педагогике применяются методы морального воздействия: замечание, порицание, неодобрение, лишение или ограничение прав, наложение дополнительных обязанностей. Что же касается поощрений, то их спектр может быть самым разнообразным – от словесной похвалы до материальных стимулов. О том, чем различается система наказаний и поощрений в семье и школе, как она зависит от возраста ребенка и стоит ли платить деньги за хорошие отметки, размышляет академик РАО, ведущий специалист по физиологии детей и подростков Марьяна Безруких.
– Согласны ли вы с мнением о том, что ни один проступок ребенка не должен остаться безнаказанным, но далеко не каждый положительный поступок необходимо поощрять?
– Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно, так как имеет разный культурный и социальный аспект, разную историю применения наказаний и поощрений. Я бы разделила современных родителей и педагогов на две группы: первая – понимающие, внимательные, чуткие, ответственные, и они, скорее всего, не согласятся с этим мнением; представители второй группы – несдержанные, грубые, бескомпромиссные, поборники «строгой дисциплины» и суровых наказаний – поддержат его. В любом случае важно учитывать контекст и тяжесть поступка. Если речь идет о проступке, а не о намеренном нарушении правил, о злоупотреблении доверием, действиями, опасными для окружающих, странно было бы даже говорить о наказании.
– Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно, так как имеет разный культурный и социальный аспект, разную историю применения наказаний и поощрений. Я бы разделила современных родителей и педагогов на две группы: первая – понимающие, внимательные, чуткие, ответственные, и они, скорее всего, не согласятся с этим мнением; представители второй группы – несдержанные, грубые, бескомпромиссные, поборники «строгой дисциплины» и суровых наказаний – поддержат его. В любом случае важно учитывать контекст и тяжесть поступка. Если речь идет о проступке, а не о намеренном нарушении правил, о злоупотреблении доверием, действиями, опасными для окружающих, странно было бы даже говорить о наказании.
Проступок требует обсуждения, возможно – осуждения, но точно не наказания.
Причем очень часто взрослые считают проступком и даже нарушением непреднамеренную ошибку ребенка, который оказался в новой, неожиданной, непривычной или сложной ситуации и принял неверное решение, поступил так от неумелости, но он учится жить, взаимодействовать, принимать решения и не может не ошибаться. Ребенок должен иметь право на ошибку. Наказание не может и не должно быть единственным способом воздействия на ребенка и должно использоваться только тогда, когда его результат способен дать позитивные результаты. Кроме того, наказание должно быть пропорционально поступку, и его цель – не «наказать, чтобы неповадно было», а чтобы ребенок понял и осознал последствия своих действий. Даже в случае серьезного нарушения стоит начать с разговора, обсуждения, анализа причин. На мой взгляд, наказание не должно наносить физический вред и быть насилием над ребенком, физическим или психологическим.
А вот любой положительный поступок важно замечать и отмечать. Если ребенок видит, что его достижения, усилия, хорошие поступки замечают и ценят, это может стать стимулом к желательному поведению.
– Поощрять следует результат или совершенное усилие для достижения этого результата?
– Думаю, важно признавать усилия и старания ребенка, это поддерживает мотивацию и развивает положительные навыки.
– Какие методы поощрения и наказания наиболее приемлемы в школе, а какие – в семье? Необходимо ли здесь согласование действий?
– Методы поощрений и наказаний могут различаться в семье и в школе прежде всего потому, что в школе и в семье могут быть разные установки, требования, ограничения, однако согласование действий взрослых, особенно когда речь идет о наказаниях, безусловно важно.
Во-первых, потому что за один и тот же проступок не наказывают дважды, поэтому «двойка» за учебные неудачи – уже наказание. Во-вторых, нет смысла наказывать за подобный проступок. Отсроченное, грозящее наказание не может и не должно быть поводом для страха ребенка.
А вот любой положительный поступок важно замечать и отмечать. Если ребенок видит, что его достижения, усилия, хорошие поступки замечают и ценят, это может стать стимулом к желательному поведению.
– Поощрять следует результат или совершенное усилие для достижения этого результата?
– Думаю, важно признавать усилия и старания ребенка, это поддерживает мотивацию и развивает положительные навыки.
– Какие методы поощрения и наказания наиболее приемлемы в школе, а какие – в семье? Необходимо ли здесь согласование действий?
– Методы поощрений и наказаний могут различаться в семье и в школе прежде всего потому, что в школе и в семье могут быть разные установки, требования, ограничения, однако согласование действий взрослых, особенно когда речь идет о наказаниях, безусловно важно.
Во-первых, потому что за один и тот же проступок не наказывают дважды, поэтому «двойка» за учебные неудачи – уже наказание. Во-вторых, нет смысла наказывать за подобный проступок. Отсроченное, грозящее наказание не может и не должно быть поводом для страха ребенка.
Наверное, стоит напомнить и педагогам, и родителям, что наказание, особенно повторяющееся или грозящее – это токсический стресс для ребенка, который наносит вред его развитию и здоровью.
Есть исследования, которые показывают, что частые наказания притупляют реакцию ребенка, заставляют его хитрить, приспосабливаться, формируют забитого, неуверенного, трусливого человека.
Наказание не должно заставить ребенка усомниться в любви родителей и уважении педагога, поэтому оно не должно унижать.
Считается, что похвала должна быть дозированной, даже может быть полезной или вредной. Не могу с этим согласиться. Не думаю, что нужно «рассчитывать» похвалу, если то, что сделал ребенок, вам искренне нравится, радует, доставляет удовольствие, удивляет. Так почему об этом не сказать, не похвалить. В то же время мы часто ругаем и хвалим не поступок, а ребенка. Казалось бы тонкость, нюанс, но это важно различать и отмечать, особенно при негативной оценке: не ребенок плохой, а поступок, который он совершил.
– Сухомлинский писал: «Стыд и позор нам, педагогам, – стыд и позор потому, что в школу, в это святое место гуманности, добра и правды, ребёнок нередко боится идти, потому что знает: учитель расскажет отцу о его плохом поведении или неудачах в учёбе, а отец будет бить». Сухомлинский отмечает, что, внося в дневник негативную запись, учитель, по сути дела, часто кладёт в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына. Получается, что учитель вообще не должен указывать на недостатки ребенка, чтобы дома его не наказывали?
– Совсем не редкость, когда после общения родителей с педагогом ребенка ждет «нагоняй». Это происходит потому, что учитель не всегда конструктивен, говорит не о проблеме и путях ее решения, а о недостатках и проблемах ребенка. В этом нет ничего удивительного. Наши многочисленные и многолетние исследования показали, что даже академические неудачи и трудности в обучении, по мнению педагогов – «вина» ребенка. И, конечно, педагог должен знать, с каким родителем можно поделиться проблемами ребенка, рассчитывая на помощь и совместную поддержку, а с кем делиться проблемами не стоит, так как это только усугубит ситуацию.
– Какие виды наказания наиболее эффективны? Можно ли вообще обойтись без наказаний? И как найти золотую середину между «кнутом и пряником»?
– Мне сложно говорить о менее и более эффективных наказаниях. Для кого-то «ты меня очень огорчил» – наказание, а для кого-то крики и оскорбления – ничего особенного. Но я убеждена: чем жестче наказание, тем оно менее эффективно.
– Как вы относитесь к материальному стимулированию детей за высокие отметки, за хорошее поведение, просто за выполненные поручения?
– Не думаю, что это эффективный путь стимулирования, но каждая семья решает это в зависимости от разных факторов. Я знаю удачный вариант подобной договоренности за хорошие успехи в учебе в старших классах, знаю и негативные примеры, когда шестиклассник попал в больницу с тяжелейшим неврозом из-за постоянной гонки только за «пятерками». Как правило, ребенок откладывает деньги на какую-то «мечту» и, может быть, стоит осуществить мечту, тогда не нужно будет торговаться за оценки или испытывать постоянный стресс из-за недостижимости «мечты».
– Должна ли меняться система поощрения и наказания в соответствии с возрастом ребенка?
– Конечно, система наказания и поощрения меняется по мере взросления ребенка, да и поступки становятся другими, более осознанными. У малышей – простая система поощрения и поддержки: добрые слова, улыбка, прикосновения, подарки. Лучше, если это не еда, не сладости, а игрушки, познавательные игры, посещение интересных мест. В то же время категорически запрещено использовать в виде наказания ограничение движений, общения, отлучение от взрослых.
Наказание не должно заставить ребенка усомниться в любви родителей и уважении педагога, поэтому оно не должно унижать.
Считается, что похвала должна быть дозированной, даже может быть полезной или вредной. Не могу с этим согласиться. Не думаю, что нужно «рассчитывать» похвалу, если то, что сделал ребенок, вам искренне нравится, радует, доставляет удовольствие, удивляет. Так почему об этом не сказать, не похвалить. В то же время мы часто ругаем и хвалим не поступок, а ребенка. Казалось бы тонкость, нюанс, но это важно различать и отмечать, особенно при негативной оценке: не ребенок плохой, а поступок, который он совершил.
– Сухомлинский писал: «Стыд и позор нам, педагогам, – стыд и позор потому, что в школу, в это святое место гуманности, добра и правды, ребёнок нередко боится идти, потому что знает: учитель расскажет отцу о его плохом поведении или неудачах в учёбе, а отец будет бить». Сухомлинский отмечает, что, внося в дневник негативную запись, учитель, по сути дела, часто кладёт в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына. Получается, что учитель вообще не должен указывать на недостатки ребенка, чтобы дома его не наказывали?
– Совсем не редкость, когда после общения родителей с педагогом ребенка ждет «нагоняй». Это происходит потому, что учитель не всегда конструктивен, говорит не о проблеме и путях ее решения, а о недостатках и проблемах ребенка. В этом нет ничего удивительного. Наши многочисленные и многолетние исследования показали, что даже академические неудачи и трудности в обучении, по мнению педагогов – «вина» ребенка. И, конечно, педагог должен знать, с каким родителем можно поделиться проблемами ребенка, рассчитывая на помощь и совместную поддержку, а с кем делиться проблемами не стоит, так как это только усугубит ситуацию.
– Какие виды наказания наиболее эффективны? Можно ли вообще обойтись без наказаний? И как найти золотую середину между «кнутом и пряником»?
– Мне сложно говорить о менее и более эффективных наказаниях. Для кого-то «ты меня очень огорчил» – наказание, а для кого-то крики и оскорбления – ничего особенного. Но я убеждена: чем жестче наказание, тем оно менее эффективно.
– Как вы относитесь к материальному стимулированию детей за высокие отметки, за хорошее поведение, просто за выполненные поручения?
– Не думаю, что это эффективный путь стимулирования, но каждая семья решает это в зависимости от разных факторов. Я знаю удачный вариант подобной договоренности за хорошие успехи в учебе в старших классах, знаю и негативные примеры, когда шестиклассник попал в больницу с тяжелейшим неврозом из-за постоянной гонки только за «пятерками». Как правило, ребенок откладывает деньги на какую-то «мечту» и, может быть, стоит осуществить мечту, тогда не нужно будет торговаться за оценки или испытывать постоянный стресс из-за недостижимости «мечты».
– Должна ли меняться система поощрения и наказания в соответствии с возрастом ребенка?
– Конечно, система наказания и поощрения меняется по мере взросления ребенка, да и поступки становятся другими, более осознанными. У малышей – простая система поощрения и поддержки: добрые слова, улыбка, прикосновения, подарки. Лучше, если это не еда, не сладости, а игрушки, познавательные игры, посещение интересных мест. В то же время категорически запрещено использовать в виде наказания ограничение движений, общения, отлучение от взрослых.
Чем старше и самостоятельней становится ребенок, тем важнее, чтобы похвала, поддержка, поощрение создавали стимулы желательного поведения и реагирования, а наказания не были насилием, унижением, физической болью и тоже создавали мотивацию желательного поведения.
Сегодня, начиная буквально с годовалого возраста, главным орудием поощрения и наказания стал гаджет. Будешь есть (играть, молчать, спать, учиться, выполнять домашние задания и так далее) – получишь гаджет, не выполнишь то или иное требование – не получишь. Годам к девяти-десяти, когда ребенок понимает, что родители не всесильны, а власть их сильно ограничена, эта бесконечная торговля заканчивается погружением в запрещаемый и выдаваемый в качестве награды гаджет. О последствиях все уже знают.
– Чем опасна авторитарная педагогика для психологического здоровья детей?
– Авторитарная педагогика может быть опасна для психического и психологического здоровья детей по нескольким причинам. Во-первых, строгий контроль и насилие, которые сопровождают этот подход, могут вызывать у детей чувство беспомощности, страха и низкой самооценки. Во-вторых, отсутствие свободы выбора и невозможность выражения собственных мнений и чувств могут привести к подавлению личности и развитию негативных эмоций. В-третьих, авторитарная педагогика не развивает у детей критическое мышление, самостоятельность и умение решать проблемы, что может негативно отразиться на их будущей самоидентификации и адаптации в обществе. В-четвертых, вся система авторитарной педагогики с жесткостью и насилием – это постоянно действующий хронический стресс, отрицательно влияющий на здоровье ребенка.
Альтернатива авторитарной педагогике – гуманное, человеческое отношение к ребенку и в школе, и в семье. Лучше этого пока ничего не придумано.
– Чем опасна авторитарная педагогика для психологического здоровья детей?
– Авторитарная педагогика может быть опасна для психического и психологического здоровья детей по нескольким причинам. Во-первых, строгий контроль и насилие, которые сопровождают этот подход, могут вызывать у детей чувство беспомощности, страха и низкой самооценки. Во-вторых, отсутствие свободы выбора и невозможность выражения собственных мнений и чувств могут привести к подавлению личности и развитию негативных эмоций. В-третьих, авторитарная педагогика не развивает у детей критическое мышление, самостоятельность и умение решать проблемы, что может негативно отразиться на их будущей самоидентификации и адаптации в обществе. В-четвертых, вся система авторитарной педагогики с жесткостью и насилием – это постоянно действующий хронический стресс, отрицательно влияющий на здоровье ребенка.
Альтернатива авторитарной педагогике – гуманное, человеческое отношение к ребенку и в школе, и в семье. Лучше этого пока ничего не придумано.