Что важнее – процесс или результат? Кто является центральной фигурой в планировании события? Как организовать крупное мероприятие с учётом субъектности каждого ребёнка и педагога? На эти и другие вопросы искали ответы педагоги-участники модельного планирования.
13 марта в Детском центре «Эврика» состоялось модельное планирование Широкой Масленицы и масленичной недели.
Модератор встречи, координатор полилингвальной программы образовательного центра «Эврика» Анна Шашкова, поставила перед педагогами задачу – составить схему подготовки, планирования и реализации таким образом, чтобы на неё можно было бы опираться при планировании любого другого события.
Сверхзадача – схема должна отражать взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребёнок-воспитатель, ребёнок-ребёнок, родитель-ребёнок, родитель-воспитатель, ребёнок-родитель-воспитатель.
Разбившись на две команды, педагоги обдумывали идеальный вариант.
Провокация как элемент проблематизации, гибкое планирование, инициатива, продукт, развязка, рефлексия – такие этапы на пути к финальному событию фигурировали в схемах педагогов.
Где прячется этап моделирования? Этот вопрос был одним из самых простых и сложных одновременно. Вскоре стало понятно, что моделирование начинается буквально с рождения замысла и протекает через все этапы. Ведь что такое модель? Модель – это некий мысленный образ, а моделирование – процесс создания модели как концепции (представления) некоторого явления или события. Причем две модели одного и того же события могут существенно отличаться, а значит, будет различным и результат.
Кроме того, как отметили педагоги, финальным и самым значимым продуктом для каждого ребёнка может быть что-то своё: один ребёнок запомнит вкусные блины, другой – сожжение чучела, третий – изготовление тряпичной куклы, а четвёртый – всё и сразу.
Рассказывая о проживании масленичной недели, один из педагогов обратила внимание участников на то, что детей интересует не только атрибутика праздника, но и исторические подробности: как называется каждый день недели и что в этот день нужно делать.
Модератор встречи, координатор полилингвальной программы образовательного центра «Эврика» Анна Шашкова, поставила перед педагогами задачу – составить схему подготовки, планирования и реализации таким образом, чтобы на неё можно было бы опираться при планировании любого другого события.
Сверхзадача – схема должна отражать взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребёнок-воспитатель, ребёнок-ребёнок, родитель-ребёнок, родитель-воспитатель, ребёнок-родитель-воспитатель.
Разбившись на две команды, педагоги обдумывали идеальный вариант.
Провокация как элемент проблематизации, гибкое планирование, инициатива, продукт, развязка, рефлексия – такие этапы на пути к финальному событию фигурировали в схемах педагогов.
Где прячется этап моделирования? Этот вопрос был одним из самых простых и сложных одновременно. Вскоре стало понятно, что моделирование начинается буквально с рождения замысла и протекает через все этапы. Ведь что такое модель? Модель – это некий мысленный образ, а моделирование – процесс создания модели как концепции (представления) некоторого явления или события. Причем две модели одного и того же события могут существенно отличаться, а значит, будет различным и результат.
Кроме того, как отметили педагоги, финальным и самым значимым продуктом для каждого ребёнка может быть что-то своё: один ребёнок запомнит вкусные блины, другой – сожжение чучела, третий – изготовление тряпичной куклы, а четвёртый – всё и сразу.
Рассказывая о проживании масленичной недели, один из педагогов обратила внимание участников на то, что детей интересует не только атрибутика праздника, но и исторические подробности: как называется каждый день недели и что в этот день нужно делать.
Кстати, а вы помните, что вся масленичная неделя делится на два периода: Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда. Широкая Масленица — последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. По традиции каждый день Масленицы имеет своё название: понедельник — «Встреча», вторник — «Заигрыш», среда «Лакомка», четверг «Разгуляй», пятница — «Тёщины вечерки», суббота «Золовкины посиделки», воскресенье — «Прощёное воскресенье». В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица – прощание с зимой и встреча весны.
Однако для педагогов Детского центра работа не прекратится до конца события, скорее, наоборот: наступает самый ответственный момент доработки этапов и финальных штрихов.
Пожелаем им удачи и красивой весны!
Пожелаем им удачи и красивой весны!