Как говорить с подростками о ценностях и почему навязывание ведет к утрате влияния взрослого
Нам просто необходимо донести до них внутренний смысл доброты, чести, личного достоинства, совести и заботы. И дело не в образовательный стандартах, просто так мыслит каждый педагог.
Но как?
С каждым наши дети становятся все более самостоятельными и критически настроенными к информации, которую мы действительно предлагаем из каждого утюга. Они стремятся к автономии, мы стремимся к программе – своей или общей. Они ищут свой путь и свои ценности, мы уже нашли и постоянно обновляем свои. Они отвергают то, что кажется им навязанным или неискренним, мы… Мы должны это учесть в каждой странице своей работы.
В этой статье я хочу поговорить о том, как подростки воспринимают ценности, что для них действительно важно, и как мы можем адаптировать наши методы общения, чтобы абстрактные уроки доброты и чести нашли свое место в умах и сердцах, не потерявшись по дороге.
Идем на разрыв
Представьте ситуацию: в классе педагог говорит о важности честности. Он использует примеры из классической литературы и исторических событий, пытаясь вдохновить учеников поступать честно.
Однако после урока подростки обсуждают не мораль сухих страниц, а недавний скандал с обманом в социальных сетях. Кого-то слова оболгали. Кто-то снова обманул. Взрослые сделали вид, что ничего не произошло. Молодежь поспорила и получила волну обвинений.
Эта ситуация кажется подросткам гораздо более реальным и актуальным уроком ценностей.
Для них честность – это не абстрактный термин из учебника, а живое и очень динамичное в современности понятие, которое проявляется в повседневной жизни, в их собственных переписках, среди друзей, в семье.
Этот простой и гигантский разрыв между теоретическим изложением ценностей и их реальным восприятием иллюстрирует, что нам жизненно необходимо найти способы говорить о ценностях иначе. Выкинуть книги, фильмы, планы и программы никто не предлагает. Но их необходимо пересмотреть, чтобы материалы начали резонировать с реальным жизненным опытом.
Что отталкивает подростков?
Наигранность и неискренность в подаче ценностей мгновенно лишает взрослого права на убеждение.
Подростки обладают особенно острым чувством подлинности. Они легко улавливают неискренность и наигранность, что вызывает у них недоверие. Как только молодые люди чувствуют недостаток подлинности, их внутренние «антенны» настраиваются на отторжение. Это не просто реакция на конкретную ситуацию, а формирование общего отношения к взрослым, их советам и урокам.
Подростки находятся в периоде активного формирования личности, поисков своего «Я» и своего места в мире. Для них важна аутентичность во всем: в отношениях, общении, обучении. Когда взрослые предлагают им ценности в поверхностной форме, это воспринимается не просто как неправда, но как пренебрежение, неуважение к их чувствам и мыслям. Подростки видят процесс как попытку манипулирования (а что, это разве не так?), что не только отталкивает их, но и порождает скептицизм по отношению ко всему, что исходит от таких взрослых.
Наигранная беседа о ценностях не только уменьшает шансы, что подросток примет озвученную информацию, но и ведет к утрате влияния взрослого как наставника и учителя.
Психологические аспекты, объясняющие, почему подростки чувствуют себя обманутыми или недооцененными при наигранной подаче:
1. Мы строим свою идентичность (и не хотим, чтобы она рухнула из-за вас!)
Подростковый возраст – это время, когда дети активно исследуют и формируют свою личность. Они стремятся к автономии и независимости в своих взглядах и убеждениях. Наигранность в представлении ценностей может быть воспринята как попытка подмены их собственного процесса самоопределения.
2. Потребность в аутентичности, (а не в ваших советах из книг)
Подростки особенно чувствительны к подлинности в отношениях и общении. Они ищут истину и подлинность во всем, что окружает их. Наигранная подача воспринимается как ложь или манипуляция.
3. Критическое мышление, (у вас же оно тоже есть, взрослые?)
В этот период жизни развивается критическое мышление. Подростки начинают оценивать информацию, представленную бывшими авторитетами, с большим скептицизмом. Они быстро распознают несоответствия и непоследовательность.
4. Поиск смысла, (а не теории, которая устарела)
Подростки ищут смысл и релевантность в предлагаемых ценностях. Они хотят понять, как эти ценности соотносятся с их собственной жизнью и опытом. Зачем им ценности, которые оторваны от реальности? Мораль без современных примеров кажется безличной и неуместной.
5. Эмоциональная вовлеченность, (мы можем это обсудить честно?)
Подростки находятся в периоде интенсивного эмоционального развития. Они особенно чувствительны к тому, как их воспринимают взрослые. Наигранное отношение и отсутствие диалога вызывает чувство недооцененности, непонимания и недостатка уважения к их эмоциям и мнениям.
6. Потребность в доверии, (и попытки решить за меня – это его отсутствие)
Для подростков важно чувствовать доверие и уважение со стороны взрослых. Наигранная подача ценностей нарушает это доверие, поскольку подростки воспринимают ситуацию как пренебрежение к их способности критически мыслить и самостоятельно делать выводы.
Социальные сети и медиа также играют свою роль в восприятии подростками ценностей и неискренности.
Но не ту, о которой обычно пишут любители критиковать онлайн-игры за формирование агрессивного поведения (миф), а комиксы – за деградацию сознания (тоже миф). В медиа и социальных сетях подростки наблюдают за многочисленными примерами манипуляций – от рекламы до политических кампаний. Это усиливает их скептицизм и недоверие к любой форме неискренности. Подростки начинают сомневаться в любых авторитетах, включая родителей, учителей и других взрослых, поскольку видят разрыв между миром медиа и реальностью.
Итак, нам по многочисленным параметрам необходимо использовать подходы, основанные на искренности, подлинности и открытом диалоге при общении с подростками о ценностях. Это поможет создать прочную основу доверия и понимания, которая будет способствовать действительно глубокому усвоению этих ценностей подрастающим поколением.
Как же тогда говорить?
Короткий ответ:
не только говорить, но и делать;
не столько говорить, сколько слушать.
Длинный ответ ниже.
В вопросе передачи ценностей подросткам, среда общения играет ключевую роль. Любая двусторонняя или даже многосторонняя коммуникация предоставляет уникальную возможность для сочетания образовательных методов и практических примеров, облекая абстрактные концепции в конкретные, живые истории и ситуации.
Давайте начнем с личного примера.
Учителя и значимые взрослые как никто другой находятся в позиции ежедневного влияния. Но это влияние не заключается в нравоучениях.
Представьте: учитель начинает каждый свой урок с улыбки, проявляет уважение к мнению каждого ученика, признает собственные ошибки и обсуждает их. Эти небольшие изменения в атмосфере, повторяющиеся день за днем, полностью меняют климат и формируют у подростков представление о честности, уважении и ответственности.
Открытый диалог и обсуждение. Вместо односторонних лекций, мы можем организовывать дискуссии и дебаты по актуальным темам, которые касаются моральных и этических вопросов. Например, обсуждение ответственности через примеры реальных катастроф (можете начать с экологических, чтобы было спокойнее) позволяет ученикам самостоятельно прийти к выводу о значимости ценностей.
Использование современных медиа также нельзя недооценивать. Создание школьных проектов с использованием видео, блогов, подкастов, где подростки могут выражать свое мнение о социальных, культурных и этических вопросах, даёт им возможность активно участвовать в дискурсе о ценностях. Поначалу может быть очень непросто, учитывая необходимость постоянно балансировать на грани допустимого. Увы (или к счастью), мы говорим с детьми о ценностях и у нас нет права быть неискренними.
Практика – это еще один эффективный способ. Представьте, школьники работают над проектом, связанным с благотворительностью или общественной работой. Они не только учатся работать в команде и проявлять инициативу, но и понимают ценность помощи другим, сочувствия и сотрудничества. При подготовке доклада о волонтерстве такого «коннтекта» не происходит.
Наконец, рефлексия и самоанализ. Через регулярные сессии самоанализа и обсуждения ученики могут осмысливать свои поступки и решения, видеть, как их действия соотносятся с общепринятыми ценностями. Это помогает им развивать самосознание, эмоциональный интеллект и корректировать ценности на внутреннем уровне. В этот момент абстракция становится живой.
Метод, объединяющий перечисленное
Не один год рассматривая проблему коммуникаций о ценностях человечности, мы в Центре толерантности пришли к формату плейбек-театра. Этот метод интегрирует личные истории («это моя ценность») и эмоции («и я чувствую ее значимость») учащихся в культурно-образовательный процесс.
Плейбэк-театр – это пока относительно новая для России форма театрального импровизационного искусства, которая предоставляет аудитории способ выразить себя и отрефлексировать значимую тему в безопасной среде.
Как это работает?
Подростки делятся своими историями из жизни, рассказывают о переживаниях, личном опыте столкновения с социально значимыми темами и ценностями.
Подготовленные актеры преобразуют истории из зала в театральную постановку, импровизируя и при этом не теряя из фокуса психологизм.
Весь зал переживает новый опыт отображения и рефлексии своих-общих историй.
Проводится фасилитируемое обсуждение при участии педагогов-психологов, но главное слово все еще остается за подростками.
Основа взаимодействия – эмпатия
В плейбек-театре актеры создают постановку «в прямом эфире» на основе реальных историй из зрительного зала. Это формирует глубокую эмоциональную связь между актерами и зрителями, позволяя в нашем случае подросткам эмпатично относиться к чужому опыту и, одновременно, видеть отражение своих собственных переживаний.
Спонтанность и креативность
Импровизация, лежащая в основе плейбека, исключает формализм и неискренность. Подростки учатся выражать себя в неподготовленной, «незаскриптованной» манере, что в том числе способствует развитию их творческих и коммуникативных способностей.
3. Ценности на глубине
Плейбэк-театр позволяет аудитории именно исследовать, а не просто фиксировать ценности. Почти в каждой истории из зала фигурируют доброта, честь, личное достоинство, уважение, любовь, понимание, помощь. Процесс выражения истории на сцене позволяет не только учиться на словах, но и глубоко понимать и ощущать эти ценности на практике.
4. Рефлексия
Участие в плейбек-постановке практически невозможно без самоанализа и рефлексии: как на уровне актеров (в нашем случае это тоже подростки), так и в зрительном зале. Школьники и студенты учатся осмысливать свои действия и решения, а также видеть, как эти действия соотносятся с действительностью, мнениями и опытом других.
5. Создание сообщества
Плейбэк-театр, как и многие качественно организованные творческие проекты, создает ощущение сообщества и взаимоподдержки. Подростки чувствуют, что их истории и переживания важны и ценны, что укрепляет их самооценку и чувство принадлежности, столь необходимые в переходном возрасте.
Таким образом, плейбек сочетает в себе искусство, эмпатию, креативность и глубокую рефлексию, делая процесс обучения не только информативным, но и проникновенным, эмоционально и ценностно насыщенным.
Если вы хотите попробовать такой формат для своей школы, приглашаем присоединиться к уже существующему проекту.