Сегодня многие рассуждают о том, что в советское время родители меньше времени уделяли воспитанию детей, поскольку работа «от звонка до звонка» и тяжелые бытовые условия отнимали у них много времени. Споры на эту тему в соцсетях кипят порой нешуточные. Вот только один из примеров. Нынешнее поколение родителей принято называть «детоцентричным»: увлечение ранним развитием, усиленная подготовка к школе и стремление воспитать юных гениев чуть ли не с пеленок стали уже традиционными. Откуда произрастают корни этого явления, в чем его преимущества и риски, размышляет академик РАО, ведущий специалист по физиологии детей и подростков Марьяна Безруких.
Доверие и уважение с дошкольного возраста как основа для воспитания самостоятельности
– Марьяна Михайловна, как вы сами вспоминаете свое детство и детство своих ровесников? Действительно ли тогдашние родители уделяли меньше времени воспитанию и развитию детей? Как осуществлялась подготовка к школе?
– Мое детство – конец 1940-х – начало 1950-х. Как большинство детей, я ходила в детский сад. Не помню какую-то специальную подготовку к школе или даже занятия. Мы в основном играли, подолгу гуляли, нам много читали, мы учили стихи, разыгрывали сценки. Не помню, чтобы рисовали, лепили. И точно нас не учили читать, писать и считать. Всему этому я научилась уже в школе, к концу первого класса я записалась в библиотеку, ходила туда через день и читала все подряд. С письмом было сложнее – чернильница-непроливайка, которую я носила в специально связанной сеточке, норовила выскользнуть из рук, а ручка-вставочка с 86-м перышком была неудобной (перья, которыми писали ученики, были под номерами, и 86-е было самым лучшим, так как оно позволяло писать тонкие и толстые линии в буквах, как тогда учили). Я время от времени приходила в свой детский сад, но, демонстрируя успехи, старалась не показывать свои тетради с корявыми буквами и кляксами. Красиво писать я научилась только в четвертом классе.
Думаю, и тогда были родители, которые уделяли много времени детям. Мои чудесные родители воспитывали нас с братом личным примером. Они работали врачами и по очереди дежурили сутками.
Но не помню ни одного раза, когда бы они отмахнулись от моей просьбы или не выслушали меня. Всегда поддерживали наши интересы, не заставляли делать уроки (это была наша ответственность), ежедневно не контролировали, огорчались вместе с нами неудачам, помогали, никогда не ругали и не наказывали.
Но мы знали, что не можем их подвести. Доверие и уважение с дошкольного возраста формировали самостоятельность и ответственность.
От счастливого детства – к дошкольным университетам
– Согласны ли вы с тем, что нынешнее поколение родителей более детоцентрично, чем поколение бабушек и дедушек? С чем вы связываете такое внимание к детям – с более комфортным бытом, освободившим время для воспитания детей, или с модой?
– Не думаю, что современная женщина тратит меньше времени на работу по дому. Конечно, стиральная и посудомоечная машины, газовая плита и электрическая духовка, мультиварка и робот-пылесос сделали труд женщин более легким, но исследования 2021 года показали, что бытовые дела отбирают у современных хозяек не менее 4,5 часов в день, то есть требуют серьезных временных затрат.
Скорее всего, детоцентризм – это осознание родителями большей ответственности за воспитание и, конечно, мода. А мода в любой области нашей жизни – это социальное давление.
По моим наблюдениям и сокрокалетнему опыту консультирования родителей, начало активного включения молодых родителей в процесс обучения и подготовки к школе я бы связала с началом обучения шестилетних детей. Это середина 70-х годов прошлого века. Шестилетний ребенок в школе (в первые годы в первый класс приводили и детей, не достигших 6 лет) требовал не просто повышенного внимания, а многочасовой совместной работы педагогов и родителей.
Буквально через год стало понятно (экспериментальное обучение шестилеток проводилось под пристальным наблюдением десятка научных институтов РАО), что для шестилеток нужен не только особый режим, изменение методики и содержания обучения, но и довольно строгий отбор.
Оказалось, что далеко не все дети этого возраста выдерживают нагрузки, могут успешно учиться, не все, даже после нескольких месяцев обучения, адаптируются к школе.
Тогда же возникли первые группы подготовки к школе. Два параллельно существующих варианта обучения в начальной школе – 1–3 и 1–4 – породили нездоровую конкуренцию родителей, так как возникло совершенно необоснованное мнение, что 1–4 – это программа «для дураков», а значит, ребенка нужно готовить к школе. Так началась гонка усиленной подготовки. К тому же 70–80-е годы были периодом рождения и победного распространения мифа, который и сегодня имеет своих фанатов – «после трех уже поздно». Миф этот основан на ложном утверждении о том, что окно развития мозга закрывается в дошкольном возрасте, поэтому нужно успеть научить ребенка всему и сразу за очень короткий период. В середине 80-х группы, курсы, университеты раннего развития предлагали научить «раньше читать, чем ходить», вырастить «гения с пеленок», научить одному, двум, трем иностранным языкам и так далее. Не включиться родителям в это соревнование было невозможно, и к середине 90-х в больших городах практически каждый ребенок проходил дошкольные университеты. А это требовало физического, эмоционального, интеллектуального и материального участия родителей. Глянцевые журналы, специальные издания для родителей и многочисленные шоу на ТВ подогревали внимание к талантам и уникальным способностям малышей. Дрессировка дошкольников, изматывающая малыша битва за поступление в престижную школу стали модой.
Раннее развитие: старт или тормоз?
– Насколько полезно, по вашему мнению, раннее развитие детей и вообще увлечение дополнительным образованием? Не оборачивается ли это чрезмерной нагрузкой, распылением внимания детей, подчинением их интересов родительским амбициям?
– Ранее развитие ребенка создает хорошую стартовую основу для успешного обучения и социальной адаптации. Раннее развитие способствует формированию речи, моторики, внимания, восприятия и других познавательных процессов, поддерживает познавательную активность, воображение, творчество. Опыт разных видов деятельности, высокая двигательная активность стимулируют развитие мозга, закладывают хороший потенциал для будущего.
Однако следует помнить об индивидуальных особенностях детей – у них разный темп развития, предпочтения и, главное, возможности, которые далеко не всегда совпадают с желаниями и стремлениями родителей, с их выбором видов деятельности и методов обучения.
Успех раннего развития зависит не столько от того, чему мы хотим научить ребенка, сколько от того, как мы это делаем и что требуем. Существует ошибочное мнение, что необходимо научить ребенка в дошкольном возрасте всему и сразу, и это создает стресс, который нарушает развитие мозга и, если методы и нагрузки очень интенсивны, а требования непосильны, это может затормозить развитие.